ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

обезьяне, чем показывает ее, поэтому читатель не может представить себе все ее проделки. Неясным остается, какие же «разные штуки» проделывает обезьяна, и писатель изме­ няет эту часть таким образом: «Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рбжи, передразнивала людей, и видно было,— она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» (21, 271). Как видим, во второй и окончательной редакции рассказа Толстой конкретизирует * проделки обезьяны, что придает описанию большую красоч­ ность и выразительность. Толстого по праву считают родоначальником русской зоо'бёлЛетристики '. На примерах из жизни жычптыыу пь учит детей дружбе.'"Роспитыва~ёт r них_.цувгтва_гуманности и справедливости. Рассказы Толстого о животных отличаются"-' драматизмом действия, высокой эмоциональностью, реализ- мом, образностью й простотой изображения. ' ВТ" противоположность иностранной зообеллетристике Толстой выступает противником создания в рассказах о жи­ вотных искусственных ситуаций. Сравним близкие по содержанию отрывки из рассказа Толстого «Бешеная собака» и его первоисточника — англий­ ского рассказа Грее Гринвуд «Гектор, борзая собака». Гринвуд Толстой Раздался громкий выстрел. Я Барин вынес ружье и подошел к взглянула и увидела Гектора, Дружку. Он прицелился в него, но лежащего на земле во всю длину. рука тряслась у него, когда он це- Кровь ручьем текла из белой гру- лился. Он выстрелил и не попал в ди его и заливала всю траву око- голову, а в зад. Собака завизжала ло него2. и забилась (21, 164). Изображено событие у Толстого более ярко и жизненно. Впечатление от нарисованной картины усиливается показом в ходе повествования переживаний хозяина собаки. Надолго запоминается содержание рассказов Толстого «Лев и собачка», «Пожарная собака» и др. Писатель не только перерабатывает зообеллетристические произведения западноевропейских писателей, но и создает оригинальные на основе своих личных наблюдений. («Миль­ тон и Булька», «Булька», «Булька и кабан» и др.). Помимо рассказов о животных, в «Книги для чтения» входят рассказы-опигяния. рассуждения на различиые науч­ ные темы: «Фазаны», «Кристаллы», «Как ходят деревья», «Чутье» и Др. Для создания научно-популярных рассказов Толстой использует личные наблюдения над явлениями при­ роды, сюжеты из современных ему учебников. Так, из «Дет- 1 Л. Баб ушкин . История русской детской литературы. Учпедгиз, Минист. просвет. РСФСР, М., 1948 г., стр. 387. 2 Грее Г р и,нв у д. Гектор, борзая собака. Журн. «Звездочка», № 9. 1863, стр. 239. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=