ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ставляют несомненную ценность и в настоящее время. Но в *гб"ЖБ~вре мя некотортае~ТГГ'нихТребуют к себе критического подхода, так как содержат отпечатки религиозных взглядов писателя. К таким басням относятся «Галчонок», «Отчего зло на свете», «Зайцы и лягушки» и др. Они не дают пра вильного объяснения причин социальных противоречий. Основная мысль названных басен перекликается с люби мой пословицей Толстого: «Не так живи, как хочется, а как бог велит»1. Все в жизни предопределено богом, будь дово лен тем, что имеешь— таковы выводы этих басен. II В «Книги для чтения», помимо басен, Толстой включал переработки сказок о животных, на бытовые темы, взятые из лучших сборников (Афанасьева, Перро, Ю. Гофмана, К- Данилова и др.). Незначительное место среди них зани мают волшебные сказки («Уж», «Мальчик с пальчик»). В отличие от басен, сказки Толстого имеют большую социаль ную окраску, в ни& шире представлена жизнь руггкпгп ня-, рода, его лучшие черты характера: ум, сметливость, трудо- любие, выносливость ~С«Лйпунюшка», «Царские братья», «Ка~к мужик гусей делил», «Царское новое платье» и др.). Ярче, чем в баснях, в сказках отражены социальные про тиворечия. Так, сказка «Царь и рубашка» рисует картину социального неравенствами жизни. Царские послы «долго ездплйпо "всему царству и не могли найти счастливого чело века» (21, 267). И хотя вывод из сказки в духе учения ци- сателя — бедственное положение или счастье человека не зависит от внешних обстоятельств,— она заставляет читате ля задуматься над тяжелой жизнью народа в России, над тем, действительно ли счастлив человек, не имеющий даже рубашки. Работа крестьянина в крепостнической России не обес печивала его ни одеждой, ни хлебом, нужда заставляла му жика (сказка «Как мужик гусей делил») идти к барину просить хлеба; царь не может разделить богатство с нищим (сказка «Царские братья»), т. к. их в стране столько же, сколько у него денег. В своих сказках Толстой пстается верен себе , как критр к буржуазной действительности, но не сторонник реиплюпи- онного пути ее изменения. По мнению писателя, братство, самоусовершенствование — единственный путь изменения окружающей жизни, в которой «худое и доброе — все от бо га» (сказка «Царский сын и его товарищи») (21, 222). Бог дал возможность царю управлять народом, купцам— полу 1 С. Л. Тол с т ой . Очерки былого, стр. 87.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=