ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Сопоставление вариантов басни Толстого «Садовник и сыновья» свидетельствует о том, что писатель в процессе работы над нею стремился выразить мысль яснее и проще, подчеркнуть основную идею: труд — основа богатства, уси­ лить динамичность ее повествования. Отличительной особенностью — басен Толстого является отсутствие в них нравоучения. R окончательной редакции fetTHH 1 олстои “прибавляет отсутствующее в первом вариан­ те выражение: «и они стали богаты», которое заменяет эзо­ повскую мораль: «Истинное сокровище — умение трудить­ ся», помогая уловить вывод из. басни; надейся на собствен­ ный труд, а не на случай. Народность повествования являлась для писателя мери­ лом художественности. Не случайно в языке басен Толстого встречаются народные обороты речи: «Не вели казнить — вели слшо^вымолвить», «Я оттого не бывала, что недосуг Шло» («Лев, Волк и Лисица»). Толстой считал устное на- рбДйОе творчество образцом того языка, которым он дол­ жен писать. В своих баснях Толстой старается отразить народную мудрость. Многие басни писатель создает на основе посло­ виц. Так, на пословицу «Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает» написана басня «Бык, собака и сено», не включенная в «Новую Азбуку». По богатству мыслей, простоте и образности изложения басни Толстого близки к пословицам. Это объясняется тем, что в баснях писателя легко улавливается сжатый и кон­ кретный в ы в о д | Народность и доступность языка рассказов писатель проверял детскими пересказами, на основе которых делал изменения в своих рукописях. С. Л. Толстой писал: «Он в то время составлял Азбуку и на нас — своих детях — про­ верял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рас­ сказы своими словами»2. Конец басни «Лев, Осел и Лисица» — «А с Осдом-то, что было» — создан на основе пересказа ученика Яснополянской школы. _Бягн» Тппгтргп учят —петей воспитывают трудолюбие, чувство коллективизма («Муразей и Голубка», «Садовник и^сыновья»). заключают'полезные советы, необходимые 1 в практической жизни («Заяц и Гончая», «Лисий хвостЗГТГдр.). Толстой" заставляет своими баснями задумываться над различными вопросами жизни, в^этом отношении они гГред» 1 См. А. Борще в с ка я . Лев Толстой для детей. Детгиз, М., 1954 г., стр. 38—75. 2 С. Л. Тол с т ой . Очерки былого, изд. 2-е. ГИХЛ, М., 1956 г., стр. 23. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=