ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

ны, произведения русских и западно-европейских писателей, знакомится с различными детскими журналами, школьными учебниками. С 1871 г. писатель непосредственно работает над составлением «Азбуки». В ноябре 1872 года «Азбука» в составе четырех книг вы­ шла в свет. В газетах и журналах появились резкие отзывы о мето­ дике обучения грамоте, предложенной Толстым (на основе слухового метода), отмечались недостатки и в разделе арифметики. Положительную оценку получили лишь рас­ сказы для детей. И Толстой перерабатывает свой труд. В мае 1875 г. «Новая Азбука» с четырьмя русскими книгами для ,детей вышла в свет; теперь она была составлена с та­ ким расчетом, чтобы ею могли пользоваться сторонники звукового, буквослагательного метода и метода целых слов. Выдающиеся достоинства «Новой Азбуки», отмеченные кри­ тикой, заставили министерство народного просвещения одоб­ рить ее и рекомендовать для употребления в школах1. Годы работы над «Азбукой», а затем «Новой Азбукой» бы­ ли для писателя самыми напряженными. Сам Толстой отмечал: «Рассказы,басни^написанные в книжках, есть просеянное из Я 2ГГ паз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделы­ вай по десять раз и стоил, мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писаний» (62, 250). Кропотливая работа писателя над языком детских рас­ сказов была вызвана стремлением научить детей правиль­ ному литературному языку, подвести их к пониманию бо­ лее сложных художественных произведений. Стремление создать доступные для народного читателя произведения заставило писателя критически подойти к ху­ дожественным приемам и языку имеющейся детской лите­ ратуры, а также своих прежних творений, обратиться к фольклору, к творчеству греческих баснописцев. Здесь он находит все определенное, ясное и красивое и переносит в свои детские рассказы. Книги для чтения 70-х гг. включали в себя различные жанры: рассказы7~сказкТГ, баСШГГ~Очертга на научные темы, созданные Толстым самостоятельно, а также на основе пе­ реработанных различных литературных источников. Писа­ тель использует фольклорПй литературу Востока ТГЗапада, сказки и новеллы русские, индийские, арабские, турецкие, американские, французские, немецкие; басни Эзопа, произ­ ведения Гюго, Гербеля и других писателей. 1 В. В е йкш а н. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. Изд. Ака­ демии лед. наук РСФСР. М., 1953 г., стр. 90—121. 6* 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=