ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ны, произведения русских и западно-европейских писателей, знакомится с различными детскими журналами, школьными учебниками. С 1871 г. писатель непосредственно работает над составлением «Азбуки». В ноябре 1872 года «Азбука» в составе четырех книг вы шла в свет. В газетах и журналах появились резкие отзывы о мето дике обучения грамоте, предложенной Толстым (на основе слухового метода), отмечались недостатки и в разделе арифметики. Положительную оценку получили лишь рас сказы для детей. И Толстой перерабатывает свой труд. В мае 1875 г. «Новая Азбука» с четырьмя русскими книгами для ,детей вышла в свет; теперь она была составлена с та ким расчетом, чтобы ею могли пользоваться сторонники звукового, буквослагательного метода и метода целых слов. Выдающиеся достоинства «Новой Азбуки», отмеченные кри тикой, заставили министерство народного просвещения одоб рить ее и рекомендовать для употребления в школах1. Годы работы над «Азбукой», а затем «Новой Азбукой» бы ли для писателя самыми напряженными. Сам Толстой отмечал: «Рассказы,басни^написанные в книжках, есть просеянное из Я 2ГГ паз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделы вай по десять раз и стоил, мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писаний» (62, 250). Кропотливая работа писателя над языком детских рас сказов была вызвана стремлением научить детей правиль ному литературному языку, подвести их к пониманию бо лее сложных художественных произведений. Стремление создать доступные для народного читателя произведения заставило писателя критически подойти к ху дожественным приемам и языку имеющейся детской лите ратуры, а также своих прежних творений, обратиться к фольклору, к творчеству греческих баснописцев. Здесь он находит все определенное, ясное и красивое и переносит в свои детские рассказы. Книги для чтения 70-х гг. включали в себя различные жанры: рассказы7~сказкТГ, баСШГГ~Очертга на научные темы, созданные Толстым самостоятельно, а также на основе пе реработанных различных литературных источников. Писа тель использует фольклорПй литературу Востока ТГЗапада, сказки и новеллы русские, индийские, арабские, турецкие, американские, французские, немецкие; басни Эзопа, произ ведения Гюго, Гербеля и других писателей. 1 В. В е йкш а н. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. Изд. Ака демии лед. наук РСФСР. М., 1953 г., стр. 90—121. 6* 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=