ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

с Учит, школы № 40 И. А. КАШТАНОВА (Тула) РАБОТА Л Н. ТОЛСТОГО НАД ДЕТСКИМИ РАССКАЗАМИ 70-х ГОДОВ I Л. Н. Толстой известен как автор многочисленных дет­ ских рассказов, которые явились одним из этапов в творче ской биографии писателя. / Считая образование народа шагом к ликвидации проти­ воречий между крестьянами и помещиками, Толстой в 1862 г. писал: «Народное образование в настоящее время для нас русских есть* единственная законная сознательная деятельность для достижения счастья всего человечества» Тормозом в развитии народного образования писатель счи­ тал отсутствие народной литературы. В 70-х годах он стре­ мится внести свой вклад в развитие народного образования, создавая рассказы для детей. Рассказы Л. Н. Толстого 70-х годов явились продолже­ нием его литературно-педагогической деятельности 60-х го­ дов, когда писатель с целью распространения опыта Ясно­ полянской школы издает педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами-приложениями для детского и народно­ го чтения. Создание детских рассказов Толстого 70-х годов было обусловлено отсутствием хороших учебных книг, доступных для понимания крестьянским детям. Начиная с 1868 г., Толстой накапливает материал для «Азбуки», изучает философию, естественные науки, грече­ скую и индийскую литературу, перечитывает сказки и были­ 1Л. Н. Толс той . Полное (юбилейное) собрание сочинений, т. 8. стр. 405. В дальнейшем все ссылки даются по этому изданию. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=