ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
В день 125-летия со дня рождения Толстого — 9 сентяб р» 1953 г.— Федин печатает в «Правде» с некоторыми со кращениями статью «Искусство Льва Толстого», которая полностью впервые была опубликована в шеститомном со брании сочинений писателя '. Эта работа представляется нам плодом многолетнего, очень пристального и глубокого изучения большим советским писателем «секретов» мастер ства гениального художника слова. Причину вечной неувядаемости книг Толстого Федин усматривает во всесторонности видения его героев и необы чайной ясности их восприятия читателями. Проявляя неза урядный дар исследователя, писатель устремляется ^ глубь литературоведческого анализа. Поскольку главная тема Толстого, художника и мыслителя,— тема смысла, содержа ния жизни, одним из основных приемов толстовского изоч- бражения человека, считает Федин, является «испытание нравственной ценности героя у решающей черты жизни и смерти». Толстой словно говорит своим героям: покажи, как ты относишься к смерти, и ты определишь свою ценность как человека, а мы распознаем твои достоинства и пороки. В рассказах «Три смерти», «Хозяин и работник» Толстой перед лицом смерти обнажает истинную сущность людей, олицетворяющих два непримиримых лагеря; ничтожество, корысть собственников и красоту души угнетенных и уни женных. Смертельной опасностью испытывает Толстой ха рактер русского народа — несгибаемого исполина — в кав казских и севастопольских рассказах и, конечно, в своей ве личайшей эпопее— «Войне и мире». На грани между жизнью и смертью проверяются и герои последних романов Федина. В схватках с врагами револю^ ции раскрываются ценнейшие человеческие качества боль шевиков Извекова и Рагозина, рядовых солдат Ипатьева й Страшнова. Совершив подвиг, умирает в тюремной больни це скромная и незаметная Ксения Афанасьевна Рагозина. В тюрьме у мамонтовцев ожидающий смерти Пастухов при ходит к решению «быть там, где заложено развитие исто рии вперед». Перед лицом смерти писатель обнажает и ду ховную нищету явных и скрытых врагов революции, всех этих Зубинских, Шубниковых, Полотенцевых, Мешковых. Одним из важнейших «секретов» величайшей жизненно сти героев Толстого Федин считает то, что «форма и (^одер жание его произведений есть неделимое едицство». В каче стве примера подобного единства Федин приводит казалось бы чересчур частное, но очень тонко подмеченное наблюда тельным художником замечание. Изображая в рассказе «Дьявол» мечтания Евгения Иртеньева о Степаниде, Толстой К. Федин. Собр. соч. в 6 тт. М., ГИХЛ, 1954, т. 6. стр. 554—558. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=