ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
писатель в своей публицистике н литературно-критических статьях все чаще и чаще обращается к наследию великого русского реалиста. Важно заметить, что Федин анализирует особенности творческого Метода Толстого преимущественно в гех своих ра югах, где -Делится с молодыми литераторами «секретами» писательского мастерства В статье «Тетрадь иис^атеЛя», написанной в 1940 г. для журнала «Литературная ЧуЧеба » ', Федин ратует за чутко, внимание к стилю, призы.зает не жалсть т * в по* единственно возможного С5Л0ва> иллюстрируя свою мысль интересным примером из практики 'Голстого-редактора. Выступая на обсуждении прозаических произведений ли товских писателен в ССП СССР в марте 1954 г* Федин де лится своими мыслями о ^ оли сюжета и характ* д " жественном произведении и вновь обраща£тся J уд Толстого, ДЛЯ которого | тиски Cinwrvr-j характера человека ~ производное от В литературоведческих, работах встречается утверждение, что центром художественного произведения является такой-то его герсуй. в «Письме аспиранту» ( 1955 ) Федин решительно отвергйет подобную конРцепЦию дока зывая, что центром произцсдения нскусства ник, автор. «Кто являет^ «центром» «Войны и мира»> Очевидно, не Болконский. Не кто.либо д й <<ЕдннсРво; заключено в цели романа. в его замысле. д это _ Толстой>> Беседуя с участниками Всесоюзного совещания молодых литераторов в 1955 г., Фодин говорил в частности чтодес_ ли лишить искусство условности, оно-потеряет свою сущ ность. Рассматривая картИну смертн Анны Карсниной у,)с„ дин приходит к выводу, чТо «любая смерть под пером’ Тол стого - настоящий реалистИЧеСКИй шедевр. И все же что лишь иллюзия правдоподобия» . Когда Федина на научай конференции в Саратовском университете в сентябре 1959 г. попросили объяснить что означает понятие образа нременн. то писатель проиллюстри ровал свою мысль ссылкой на произведения Толстого. В фи гуре Каренина, олицетворяющего бюрократизм царского строя, с его сердцем и Мозгом,— говорил Константин Алек сандрович, в гораздо боЛЬШси степени отражается образ времени, нежели напримеп в одном Победоносцеве, кото рый несет на себе лишь .(ечать времени 1 «Литературная учеба», 1 'НО, № 11, стр. 14 17. 2 СО «В братском едижтве». М., «Советский писатель». 19о-1, С^ 31 2 ь » , 1955, № 8, с1р. 147—158. 4 К Федин. Писатель, ккусство, время. М., «Советский писатель», 1957, стр. 373. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=