ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
которых — имя Алексея Пастухова, готовых «отдать жизнь за счастье народа, которому служил Толстой» (стр. 34). Столкнувшись с проявлением величайшей решимости одержать победу, свойственной обыденным, скромным лю дям, Пастухов ощутил в этом необыкновенную силу и моно литность всего народа, почувствовал свои слабости и недос - гатки. «Ему виделся Алеша, бегущий с прижатыми к бокам локтями, виделись сгрудившиеся в рой красноармейцы, и по хожий на цыгана мужичок, и Настюша с башмаками на ве ревочке через плечо. Он даже сожалел, что сам не такой же хороший, как они все, и особенно сожалел, почему он не такой, как человек, явившийся его фантазии в лесу и в ком нате под сводами» (стр. 38). Пастухов идет к могиле Тол стого, неся в своей душе стремление освободиться от недос- у гатков: «Пойду просить прощения, что я не такой, каким мне хочется быть» (стр. 38). Автор романа «Костер» ставит Пастухова в ситуацию, казалосц бы, аналогичную тому, что происходит и в «Вой не и мире», и в «Анне Карениной». Пастухов, подобно Пьеру Безухову или Левину, сознает свое несовершенство, обре тает решимость преодолеть свои слабости и находит ясную цель, тесно соприкасаясь с народом, воинами и труженика ми. Но насколько принципиально различен смысл исканий героя Федина и героев Толстого! Примирение с лишениями и страданиями, уверенность в целесообразности всего со вершающегося кажутся Пьеру в момент сближения с Пла тоном Каратаевым величайшей мудростью жизни. Не в со циальном, а в моральном плане, в нравственном совершен ствовании личности находит жизненный идеал Константин Левин, познав его сущность из уст мужика Федора. Встретившись в Яснополянской усадьбе с героическими советскими офицерами, солдатами, крестьянами, вдохнов ленный нетленным образом Льва Толстогр, Пастухов, пре одолев свои сомнения, окончательно утверждается в со знании того, что великая правда жизни — в активной борь бе миллионов, убежденных в своей правоте. «Он, думал, как много на свете хороших людей и что, наверно, только хоро шие люди будут решать судьбу событий. Что как ни страш ны эти события, хорошие люди их не страшатся, а ведь очень вероятно, что самое главное в жизни— ничего не страшиться» (стр. 37). В подобном превосходстве философии Пастухова над мироощущением Безухова или Левина проявилась одна из новаторских особенностей литературы социалистического реализма, пронизанной пафосом жизнеутверждающей борь бы за торжество коммунистических идеалов. Повышенный интерес Федина к творчеству Толстого, на метившийся в 30-е годы, обусловил и то, что с этого времени 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=