ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
«его мысли, как они ассоциируются с другими представле ниями, как в мыслях образуется сплав реального и иллю зорного. В раскрытии сложных переживаний Пастухова нет места формалистическим ухищрениям, свойственным писателям типа Джойса, Кафки или Пруста, которые доводят психо логический анализ до самодовлеющего значения, выдвигают иррациональное, подсознательное до роли примата в чело веческой психике, представляют человека игрушкой слепых инстинктов. Весь комплекс средств сложного психологиче ского анализа у федина целеустремлен и подчинен изобра жению того, как русский интеллигент в тяжелую для Роди ны годину войны, придя в священную усадьбу Толстого, хочет, говоря словами Алеши Пастухова «себя упрочить прикосновением к самому драгоценному в своей жизни, которую грозят отнять» (стр. 20 ). Изображая Пастухова, направившегося со станции по дороге к усадьбе Толстого, Федин занят анализом сложной работы его мысли. Пастухову ясно представляется этот без молвный лес три-четыре века назад, когда русские люди пришли сюда рубить от набегов татар засеку. И тотчас же сознание Пастухова мгновенно пронизывает тот самый во прос вопросов, за разрешением которого он и шел сейчас в усадьбу Толстого: «Не посрамили же Московского государ ства ратники да смерды, отстаивали себя бердышем да то пориком. Неужели не отстоят нынче?» (стр. 9). Но спокой ствие леса так не вязалось с представлениями о бушующих грозах войны, что Пастухову стало чудиться, что набеги и битвы могут быть только в сказках, и он сам стал придумы вать сказку. Но эта сама собой складывающаяся сказка оказывается не отвлечением от насущных мыслей, а лишь своеобразной формой выражения все того же главного, му чившего Пастухова вогьроса. Бредущий по лесу странный человек, отыскав дом праведного старика, спрашивает его: «Знаешь ли ты, ...что на всем на белом свете идет война, какой испокон века не видывали? Знаю, отвечает старик. Так вот скажи мне теперь, спрашивает опять человек, ска жи, сделай милость, чем же эта война должна кончиться?» (стр. 9). А праведный старик, вместо ответа, смеется над со мнениями странного человека. Как ни сложны переживания Пастухова, но движение его мысли логично и последовательно. Он думает над своей сказкой и, видимо, понимает, что праведный старик— это и есть Толстой, о котором он, не переставая, весь путь только и думал. И тогда воображение Пастухова с почти физиче ской осязаемостью, гораздо ярче и рельефнее, чем это было в романе «Первые радости», нарисовало ему фигуру Толсто го. Александр Владимирович не только видит рядом с собой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=