ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

лом одиночестве внутренне открытая, ничем не стеснен­ ная благодарность, за все. что отдал всем и мне, как крохе чтих «всех». Первая из опубликованных глав из третьего романа три­ логии Федина посвящена начальным странствиям драматур­ га Александра Пастухова в эвакуации и носит название «В Ясной Поляне»'. В тревожные осенние дни J941 года, когда гитлеровские войска рвались к Москве и уже подходили к Гуле, Пастухов, ставший известным советским писателем, приезжает в Ясную Поляну. Разные события совершаются здесь с Пастуховым: случайно, после многолетней разлуки, он встречается иод «Деревом бедных» с сыном Алешей, офи- цером-сапером; яснополянская девочка Настюша и трое крестьян, приняв Пастухова за шпиона, пытаются задер­ жать его. Однако не внешнее развитие фабулы, а глубокий психологический анализ чувств и переживаний героя опре­ деляет художественное своеобразие этой главы романа «Костер». Пастухов принес с собой чувство величайшей тревоги -за судьбу своей Родины, и, едва вступив на ясно­ полянскую землю, он все. свои мысли обращает к Толстому. С самого начала главы автор вводит читателя в атмос­ феру неповторимого яснополянского колорита. Он воссоз­ дается не только мастерским Описанием природы Ясной По­ ляны, красот толстовского заповедника, но и очень близкой к стилистической манере Толстого конструкцией фразы, пе­ риода, осложненного обособлениями, придаточными пред­ ложениями с повторяющимся словом «который»: «Он (Пас­ тухов — 3. ,//.) заранее решил не торопиться и теперь шел лесом, вглядываясь в чащу деревьев своим медленным взо­ ром, который так хорошо был ему самому известен и кото­ рый, целиком обнимая зримое пространство, точно вышелу­ шивал из него отдельные любопытные подробности» (стр. 7). Да и вообще вся глава о Ясной Поляне очень близка по своему стилю к толстовской манере повествова­ ния. Чтобы раскрыть сложные переживания Пастухова, при­ шедшего в священную усадьбу Толстого за духовной под­ держкой, стремясь найти здесь ответ на мучительный вопрос: быть ли России,— Федин развивает толстовские художест­ венные принципы проникновения во внутренний мир. Одна­ ко он не копирует и не повторяет Толстого, а создает свои оригинальные художественные приемы. Прибегая к внут­ реннему монологу героя, автор ведет читателя в тайники души Пастухова, показывая, как рождаются и развиваются 1 «Литературная Москва». М., ГИХЛ, 1956, стр. 7 38. В дальнейшем цитаты из этого произведения в сносках не оговариваются, страницы указываются в скобках в тексте работы. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=