ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Но события революции убедили Пастухова, что сущест вует сила, способная на'правлять движение истории во 1 имя блага человечества. Эта сила — большевики, и долг каждо го честного человека идти вместе с ними. «У меня нет ни малейшего желания быть жертвой истории. Я не хочу быть жертвой. К черту! Ко всем чертям!.. Надо быть там, где за ложено развитие истории вперед...» 1 Теперь уже Пастухов не может все безоговорочно принимать в Толстом. «Ты именно придерживаешься Толстого, если считаешь, что все дело только в том, чтобы покориться движению,— подводит Пастухов итог спора с женой.— А я не согласен с ним... Раз выбор зависит от меня,... значит история, в какой-то части, Становится произведением свободной воли человека. Моей свободной воли» 2. И Пастухов не медлит занять активное место в этом поступательном движении истории: он готов написать для театра апофеоз «Освобождение». Еще более глубоко и своеобразно Федин разрабатывает толстовскую тему в романе «Костер». Чтобы в какой-то степени проникнуть в творческую лабо­ раторию автора романа, небесполезно обратиться к запис­ кам Федина «Летом в Ясной Поляне»3. «То, о чем говорит ся в этих записках 1957 года, вовсе не должно войти в роман Но без таких записок я не мог бы писать романа»,— гово­ рит К- А. Федин. Как много должен художник прочувствовать и осмыс­ лить, прежде чем сесть за письменный стол! Чтобы глубоко понять, почему Лев Толстой вдохновлял советский народ на священную войну с фашизмом, писателю необходимо осмыс­ лить, что означает это гениальное имя для людей, победив­ ших фашизм и успешно строящих коммунистическое обще­ ство. Живя в Ясной Поляне, Федин испытывает самые радостные чувства от встреч и с рязанскими десятиклассни­ ками, приехавшими на экскурсию, и с местными колхозни­ ками, и с работниками музея, и с малышами — питомцами детского сада из Щекина. Чтобы вдохновенно раскрыть в романе толстовскую те­ му, писателю надо органически слиться с атмосферой Ясной Поляны, ее чудесной природой, глубоко прочувствовать ее неповторимый колорит. Константин Александрович ежеднев­ но совершает прогулки по Чепыжу, подолгу стоит у столет­ них дубов, раздумывая о романах Толстого, мысленно про­ веряя уже написанные эпизоды из «Костра». В ранний ут­ ренний час Федин идет на могилу Толстого: «Ни души. И в 1 К. Федин. Собр. соч. в 6 томах. М., ГИХЛ, 1953, т. 2, стр 510 2 Т а м же, стр. 512, 513. 3 «Литературная газета», 1959, 20 июня, № 77. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=