ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

«Зимний приезд в Ясную,— поясняет Константин Алек сандрович в упомянутом уже письме к автору этих строк,— это декабрь 1939 г. Я тогда пробыл там до февраля 1940-го. Жил в доме Волконского. Писал и окончил «Санаторий Арктур». «Вероятно, с гой зимы,— продолжает Федин в своих записках «Летом в Ясной Поляне»,— и стал я все чаще обра щаться ко Льву Толстому, пока не созрела моя нынешняя толстовская тема». Может возникнуть вопрос: неужели только чисто субъек­ тивные обстоятельства предопределили появление темы Толстого в романах о 1910, 1919, 1941 годах? Обратимся для выяснения этого вопроса к тому же письму Константина Александровича от 20 октября 1960 г. «Но не приезды в Я[сную] Поляну, конечно, послужили толчком к возникновению темы Л[ьва] Т[олстого] в романах. Тема вытекает из обращения к материалу русской жизни 1910-го года в романе «Первые радости». Смерть Л. Т. в моих воспоминаниях об этом годе заняла исключительное место — она была болью. Астапово находится почти «рядом» с Козло­ вым, где я пережил это событие и видел, как переживают его люди самых разных слоев русского общества, народа (я был в последнем классе коммерческого] училища, и сверстники мои, учителя — все были захвачены, растормошены проис­ ходившим в Астапове) — весь мир звенел в те дни с утра до ночи «уходом» и потом смертью Л. Т. Впоследствии тема выплыла на важнейшее место в «Кост­ ре». Во-первых, потому, что Л. Т. воскрес во всем мире к нйвой иЛзни в Отеч[ественную] войну; Ясная подверглась поруганию фашистами и была блистательно возвышена и озарена освобождением священного очага Л. Т.; роман «Война и мир» стал вдохновителем советских армий, очи­ щавших землю Родины от врага, и в романе этом иноземцы отыскивали объяснение «чуда» нашей победы. Во-вторых, потому что мои герои 1910 года продолжали жить в 1941 году и несли с собой развитие чувств и мыслей, однажды вско­ лыхнувших их душу, то есть замыкали «Костром» сюжет «Первых радостей». Вряд ли стоит комментировать эти проникновенные сло­ на Константина Александровича, помогающие глубоко осмыслить творческий замысел писателя. * Анализируя толстовскую тему в трилогии «Первые радо­ сти». «Необыкновенное лето», «Костер», мы и рассмотрим вопрос о развитии К. Фединым традиций Л. Н. Толстого. В романе «Первые радости», изображая Саратов 1910 го­ да, Федин искусно воссоздает образ времени — картину 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=