ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ства, и если бы меня в эту минуту спросили, видел ли я н жизни Льва Толстого, я ответил бы без колебаний: «Да, видел. Он был у меня на Песках вместе с молодым Горьким» Г В первые годы своей литературной деятельности Федин, по-видимому, не проявлял особого интереса к творчеству Толстого. Не случайно, что в своей обширной газетной пуб лицистике 1919—1920 годов, насчитывающей более сотни статей, Федин лишь однажды, в рецензии на, пьесу А. В. Лу начарского «Оливер Кромвель» (1920), упоминает имя Тол стого. Доказывая, что исторические деятели воспринимаются потомками как живые люди, благодаря кисти художника, перу поэта, Федин писал: «Не пушкинский ли «Всадник» запечатлен в нашей душе... Не Наполеон ли Толстого сидит па барабане среди своих маршалов»2. Когда вскоре же после окончания гражданской войны Федин становится профессиональным писателем, критика отметила тяготение начинающего писателя к традициям классической литературы и, прежде всего, к традициям Толстого. Приведем выписку из заметки «Общество Сера- пионовых братьев», опубликованной в «Летописи Дома ли тераторов» 1 ноября 1921 г. Кстати, эта заметка — самое первое упоминание в печати о «серапионовцах». «В общество вошли с одной стороны писатели, корни которых, по-види мому, ведут нас к традициям Тургенева, Толстого, отчасти Чехова и Горького (К. Федин, М. Слонимский, Вс. Иванов), с другой — авторы произведений, с очевидностью говорящих о родстве с Ремизовым и Замятиным (Н. Никитин, Л. Лунц. М. Зощенко), и наконец с третьей стороны последователи западного романтизма (В. Зильбер)»3. Если: же говорить о литературных влияниях, наложивших печать на ряд произведений Федина 20-х гг. («Пустырь». «Братья»), то надо вести речь не о традициях Толстого, а о влиянии Достоевского. Однако после 20-х гг. увлечение Достоевским уступает место другому началу — Льву Толстому. В письме к автору этих строк от 20 октября 1960 г. Константин Александрович сделал но этому поводу исключительно интересное замеча ние: «Л. Толстого я писательски принял (или понял!) пример но под сорок лет, когда он стал для меня божеством наивыс шего почитания, слегка отодвинув собою Достоевского—- 1 К- Федин . Писатель, искусство, время, М., изд. «Сов. писатель». 1957, стр. 68. 2 «Петроградская правда», 1920, 19 сентября, № 209. 3 Летопись Дома литераторов, 1 ноября 1921 г., № 1, стр. 7. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=