ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

нений, уменьшительных суффиксов служит этой цели. На пример: «Федька же... только потирал заскорузлой пяткой высунувшуюся из-под кафтана стройную детскую ножку» (41, 455), «маленькие загорелые ручонки девчонок» (41,456), «звонкий, как колокольчик», хохот Грушки (41, 457). Если на господской даче каждый думает только о себе, доволен собой и недоволен другими, тц в народе как раз наоборот. Девчонки забывают о себе и помогают в беде Акулине, потерявшей своего «малого» — крошечного Миш­ ку. Толстой умеет художественно передать единство крестьян и природы, составляющей часть их жизни. Но они не праздно любуются красотой природы, как дачники, а тру­ дятся нд земле. Чтобы дать представление о том, как много успевает сделать за день крестьянская семья, писатель употребляет преимущественно простые предложения, насы­ щая их глаголами. Например: Тараска поскакал и обогнал всех, «подъехал к избе, слез, привязал лошадей и вошел в -сени» (41, 455). «Мать дала ему кружку молока. Ломоть хлеба он сам отрезал себе и уселся за стол на высокой лавке и стал есть» (41, 456). «Мать спрятала деньги и собра­ ла белье на речку» (41, 460). На страницах рассказа звучит живая, сочная народная речь: «— Грушка! — Аась! — А как волк? — Ну что ж волк? Ты что ж пужаешь? А я небось не боюсь», — говорила Грушка, и забывшись, она, думая о волке, клала ягоду за ягодой, и самые лучшие не в круж­ ку, а в рот» (41, 456—457). На основе этого примера можно судить и о соответствии авторской речи языку персонажей. Трудовая жизнь крестьян естественна, необходима, и потому красива; праздная жизнь господ фальшива, беспо­ лезна, и потому отвратительна — вот смысл антитезы, и все детали рассказа, по правилу Толстого, служат выражению глйвной мысли, образуя «внутреннее сцепление». Изобра­ жаются не две, оторванные друг от друга категории людей. Отношение господ к народу помогает их разоблачению. Народ — главная сила в жизни, и Толстой выступает не только как защитник крестьянских интересов, но и смотрит на господскую жизнь глазами ста миллионов. В рассказ введены истории горничной, лакея Ивана, описано томи­ тельное ожидание ямщиком петербургского барина. Раз­ говоры о благе народа остаются разговорами. Петербург­ ский гость хотя говорил всем лакеям «вы» и очень гордил­ ся этим, на этот раз забыл заплатить Ивану за то, что тот, надеясь получить на чай, «долго бегал усталыми ногами за шляпой и зонтиком гостя, которые сам гость засунул в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=