ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

«Крестьяне доделывают постройки, «Дачники, в разукрашенных, возят навоз, скотина голодает на архитектурно вычурных доми- «ысохшем пару, ожидая отавы... ках, лениво гуляют под зонтика- Ребята стерегут лошадей по доро- ми, в легких, чистых, дорогих гам и обрезам. Бабы таскают из одеждах по усыпанным песком леса мешки травы, девки и девочки дорожкам или сидят в тени де- вперегонку друг с другом ползают ревьев, беседок, украшенных между кустов по срубленному лесу, столшков и, томясь от жары, собирают йгоды и носят продавать пьют чай или прохладительные дачникам» (41, 450). напитки». Дальнейшее развитие действия представляет собой кон­ кретизацию намеченного во вступлении противопоставления. В первой части описывается все, что происходит на даче Николая Семеновича в течение суток: утром приезжает гость из Петербурга, «получающий очень большое жалованье»; этот крайне занятый государственный деятель, проведя день и ночь в бессмысленных спорах с хозяином о благе народа, на рассвете уезжает. Каждая деталь в описании жизни «приличных», празд­ ных, пресыщенных господ пронизана сарказмом. Например, младшего сына Николая Семеновича Николая зовут Гогой, «как и водится у порядочных людей» (41, 451). Горничная говорит о барском ребенке: «Они, Николай Николаевич», а автор поясняет, что тот, о ком шла речь, был «одержимый поносом объевшийся Гога» (41, 454). Никому в жару не хотелось есть, но, несмотря на это, сорокарублевым поваром и его помощниками готовился обед из пяти куша­ ний. «Покушали только ботвинью ледяную с свежей бело­ рыбицей и разноцветное мороженое в красивой форме и разукрашенное разными сахарными полосами и бисквита­ ми» (41, 451). Все эти подробности свидетельствуют об изысканности барского стола. В конце рассказа Толстой подчеркивает, что труды, потраченные людьми на приго­ товление роскошной еды, ежедневно пропадают даром: «Завтрак из трех блюд был готов, мухи давно ели его, но никто не шел, потому что никому не хотелось есть» (41, 450). Так правдивое изображение быта приобретает под пером Толстого резко обличительный характер. Первая часть рассказа заканчивается словами: «Когда он (Николай Семенович — И. Г.) заснул, было уже светло». «В соседней деревне в это самое время возвращались из ночного мужики и ребята» (41, 455). Так начинается вторая часть, и сразу чувствуется контраст. Если всю первую часть пронизывают авторское возмущение и сарказм, чувствует­ ся, что изображаемое — «тень, отрицательное», то во второй части, окрашенной добродушным мягким юмором, выраже­ на любовь Толстого к крестьянам. Нарисованы пленитель­ ные образы крестьянских детей: Федьки, Ольгушки и Тарас- ки Резуновых, Грушки, Мишки. Весь подбор эпитетов, срав­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=