ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

заключен истинный смысл «деятельности» Николая I, так же как и Николая II и всех царей. Итак, обращаясь к истории, Толстой разоблачает само­ державие как принцип государственного управления, при­ бегая к предельно правдивому изображению «правитель­ ственных насилий», сочувственной обрисовке польских революционеров и жертв деспотизма. Созданные в духе демократических традиций русской литературы сатирические образы самодержцев Николая I, Александра I, Екатери­ ны II служат этой же цели. III Пафосом обличения пронизаны очерки и рассказы из жизни России 900-х гг. Толстой все время ставил перед читателем вопросы: отчего существуют несправедливые отношения между людьми, кто виноват в бедности народа? И Толстой всегда выступает как обвинитель всех богатых и праздных, _даже тогда, когда дает своему замыслу назва­ ние «Нет в мире виноватых».1. Поражает силой обличения начало третьего варианта — описание утреннего туалета барина и крестьянина: Александр Иванович Волгин «начал чи- Митрмй Судариков «за­ ститься, умываться, одеваться» при помо- хватив с лавки тряпку, вьГ- щи «умывальных и чесальных принад- шел в сени... Мнтрий достал лежлостей: мыла, щеточек для зубов, для воды из врдра, забрал в рот волос, для бороды, ножичков и пилок для и полил руки, еще забрал в ногтей. Не торопясь умывши лицо, руки, рот и лицо обмыл, обтерся вычистив старательно ногти и оттянув тряпкой и пальцами разо- полотенцем кожу на ногтях, потом обмыв драл и пригладил волосы и губкой белое жирное тело и вымыв ноги, курчавую бороду и вышел Александр Иванович стал чесаться. Снача- в дверь» (38, 252). ла двойной английской щеткой расчесал перед зеркалом курчавую, седеющую боро­ ду на обе стороны, потом пробрал редким черепаховым гребнем уже редеющие воло­ сы на голове. Потом частым гребнем вы­ чесал голову, выкинул нечистую вату п заделал свежей» (38, 246). Всегда перед Толстым два мира, враждебных друг другу, поэтому, естественно, что основным композиционным сред­ ством в произведениях последних лет, так же как и в романе «Воскресение», является антитеза. Рассказ «Ягоды» начи­ нается с описания июньской жары. Потом следует общая характеристика трудовой жизни крестьян и праздной жизни дачников: 1 Об эволюции этого замысла и идейной направленности вариантов, см. статью А. И. Поповкина «Творчество Л. Н. Толстого в последние годы жизни», «Яснополянский сборник», Тула, I960, стр. 18—25 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=