ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
заключен истинный смысл «деятельности» Николая I, так же как и Николая II и всех царей. Итак, обращаясь к истории, Толстой разоблачает само державие как принцип государственного управления, при бегая к предельно правдивому изображению «правитель ственных насилий», сочувственной обрисовке польских революционеров и жертв деспотизма. Созданные в духе демократических традиций русской литературы сатирические образы самодержцев Николая I, Александра I, Екатери ны II служат этой же цели. III Пафосом обличения пронизаны очерки и рассказы из жизни России 900-х гг. Толстой все время ставил перед читателем вопросы: отчего существуют несправедливые отношения между людьми, кто виноват в бедности народа? И Толстой всегда выступает как обвинитель всех богатых и праздных, _даже тогда, когда дает своему замыслу назва ние «Нет в мире виноватых».1. Поражает силой обличения начало третьего варианта — описание утреннего туалета барина и крестьянина: Александр Иванович Волгин «начал чи- Митрмй Судариков «за ститься, умываться, одеваться» при помо- хватив с лавки тряпку, вьГ- щи «умывальных и чесальных принад- шел в сени... Мнтрий достал лежлостей: мыла, щеточек для зубов, для воды из врдра, забрал в рот волос, для бороды, ножичков и пилок для и полил руки, еще забрал в ногтей. Не торопясь умывши лицо, руки, рот и лицо обмыл, обтерся вычистив старательно ногти и оттянув тряпкой и пальцами разо- полотенцем кожу на ногтях, потом обмыв драл и пригладил волосы и губкой белое жирное тело и вымыв ноги, курчавую бороду и вышел Александр Иванович стал чесаться. Снача- в дверь» (38, 252). ла двойной английской щеткой расчесал перед зеркалом курчавую, седеющую боро ду на обе стороны, потом пробрал редким черепаховым гребнем уже редеющие воло сы на голове. Потом частым гребнем вы чесал голову, выкинул нечистую вату п заделал свежей» (38, 246). Всегда перед Толстым два мира, враждебных друг другу, поэтому, естественно, что основным композиционным сред ством в произведениях последних лет, так же как и в романе «Воскресение», является антитеза. Рассказ «Ягоды» начи нается с описания июньской жары. Потом следует общая характеристика трудовой жизни крестьян и праздной жизни дачников: 1 Об эволюции этого замысла и идейной направленности вариантов, см. статью А. И. Поповкина «Творчество Л. Н. Толстого в последние годы жизни», «Яснополянский сборник», Тула, I960, стр. 18—25 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=