ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ствительный. Происходит процесс узнавания, «открытия»: «Она представляла себе его героем, всегда живущим возвы шенной героической жизнью; в действительности же, с своей необыкновенной физической силой и храбростью, он ока зался кротким, смирным ягненком, самым простым челове ком, с добродушными шутками» (42, 92). В «простом челове ке» живет истинный героизм. Так, он был склонен согласить ся исполнить план Альбины, «потому что наказание за неудавшийся побег, такое же наказание, как то, про кото рое рассказывал Росоловский, падало на него, успех же освобождал ее, а он видел, как после смерти детей тяжела ей была жизнь здесь» (42, 97). Душевная сила и стремление к свободе характеризуют жену Мигурского Альбину, задумавшую и осуществившую этот смелый план. Она никак не может найти ответа на во прос; за что они оторваны от родины, лишены человеческих прав, поэтому решается на побег. Неожиданное разоблаче ние как громом поражает ее, и она восклицает «За что? За что?». Толстой передает здесь крайнюю степень душевного потрясения, но в то же время, используя повествование на ряду с внутренним монологом, подводит читателя к понима нию основной мысли рассказа; польские повстанцы соверши ли благородный подвиг, а царизм выступил еще раз в роли палача. Однако по воле русских самодержцев погибают сот нями и тысячами не только лучшие люди, осмелившиеся под няться против деспотического режима, но и те, кто им верно служит. Как в первые годы своей литературной деятельно сти Толстой обличал моральный гнет крепостничества («Ут ро помещика», «Поликушка»), так в последние годы он обли чает моральный гнет царской службы. Знаменателен образ казака Данилы Лифанова, человека с «добрыми голубыми глазами», предавшего Мигурских. Он совершил этот бесче ловечный поступок потому, что «привык в точности исполнять то, что ему было поручено от начальства» (42, 104). Но, бу дучи свидетелем душераздирающей сцены, Данило смутно начал понимать то страшное зло, которое он сделал этим симпатичным ему людям. Об этом говорит его взгляд: Дани ло «стоял у колес и мрачно взглядывал то на полицмейстера, то на Альбину, то себе под ноги» (42, 106). О дальнейшем душевном состоянии героя читатель узнает из описания его действий и поступков. «Казак вдруг отслонился от таранта са, сорвал с себя шапку, швырнул ее изо всех сил наземь, откинул ногой от себя Трезорку и пошел в харчевню» (42, 106). Все эти действия указывают на смятение чувств в душе героя, но сам он, еще не осознав их, молчит. Толстой обра щается в этом случае к психологическому анализу «пушкин ского типа» и достигает огромной емкости описания. Данила пропил в одну ночь все, что было у него и на нем, и только 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=