ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

ствительный. Происходит процесс узнавания, «открытия»: «Она представляла себе его героем, всегда живущим возвы­ шенной героической жизнью; в действительности же, с своей необыкновенной физической силой и храбростью, он ока­ зался кротким, смирным ягненком, самым простым челове­ ком, с добродушными шутками» (42, 92). В «простом челове­ ке» живет истинный героизм. Так, он был склонен согласить­ ся исполнить план Альбины, «потому что наказание за неудавшийся побег, такое же наказание, как то, про кото­ рое рассказывал Росоловский, падало на него, успех же освобождал ее, а он видел, как после смерти детей тяжела ей была жизнь здесь» (42, 97). Душевная сила и стремление к свободе характеризуют жену Мигурского Альбину, задумавшую и осуществившую этот смелый план. Она никак не может найти ответа на во­ прос; за что они оторваны от родины, лишены человеческих прав, поэтому решается на побег. Неожиданное разоблаче­ ние как громом поражает ее, и она восклицает «За что? За что?». Толстой передает здесь крайнюю степень душевного потрясения, но в то же время, используя повествование на­ ряду с внутренним монологом, подводит читателя к понима­ нию основной мысли рассказа; польские повстанцы соверши­ ли благородный подвиг, а царизм выступил еще раз в роли палача. Однако по воле русских самодержцев погибают сот­ нями и тысячами не только лучшие люди, осмелившиеся под­ няться против деспотического режима, но и те, кто им верно служит. Как в первые годы своей литературной деятельно­ сти Толстой обличал моральный гнет крепостничества («Ут­ ро помещика», «Поликушка»), так в последние годы он обли­ чает моральный гнет царской службы. Знаменателен образ казака Данилы Лифанова, человека с «добрыми голубыми глазами», предавшего Мигурских. Он совершил этот бесче­ ловечный поступок потому, что «привык в точности исполнять то, что ему было поручено от начальства» (42, 104). Но, бу­ дучи свидетелем душераздирающей сцены, Данило смутно начал понимать то страшное зло, которое он сделал этим симпатичным ему людям. Об этом говорит его взгляд: Дани­ ло «стоял у колес и мрачно взглядывал то на полицмейстера, то на Альбину, то себе под ноги» (42, 106). О дальнейшем душевном состоянии героя читатель узнает из описания его действий и поступков. «Казак вдруг отслонился от таранта­ са, сорвал с себя шапку, швырнул ее изо всех сил наземь, откинул ногой от себя Трезорку и пошел в харчевню» (42, 106). Все эти действия указывают на смятение чувств в душе героя, но сам он, еще не осознав их, молчит. Толстой обра­ щается в этом случае к психологическому анализу «пушкин­ ского типа» и достигает огромной емкости описания. Данила пропил в одну ночь все, что было у него и на нем, и только 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=