ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

обращаясь к графу с просьбой о деньгах не для себя, а для своей подруги Друбецкой, она знает, что допускает слишком большую роскошь, поэтому останавливается, и чтобы со­ браться с духом, улыбаясь указывает на испачканный жилет графа: «Это сотэ, верно». Когда она произнесла слова «мне денег нужно», «лицо ее стало печально»; наконец, последние движения ее есть не что иное, как стремление скрыть сму­ щенье: «Мне.много надо, граф, мне пятьсот рублей надо,— и она, достав батистовый платок, терла им жилет графа». Такие сложные отношения и переживания героев скрываются за ничтожной на первый взгляд деталью. В одном из вариантов рассказа «Сон» мы вновь встре­ чаем ту же деталь: «В то время, как княгиня рассказывает это, лакей Захар подает ей сотэ из рябчиков. Я знаю этого Захара — у него плохое настроение, но он на службе» (38, 385). Здесь упоминание о том же сотэ из рябчиков имеет рез­ ко обличительную функцию; ради бессмысленной роскоши ничтожной кучки княгинь и предводителей миллионы Заха­ ров должны нести изнурительную службу, чтобы иметь возможность прокормить свои семьи. И это несправедливо, бесчеловечно. В окончательном тексте Толстой отказывается от всех этих обличительных деталей, вводит повествование в рамку .сновидения. «Сон» состоит из краткого вступления, в кото­ ром даны обобщения огромной обличительной силы, т. е. от образного выражения своих мыслей Толстой переходит к проповеди, считая ее главным средством убеждения читате­ ля. Его цель — чтобы произведение проникло в наиболее широкие круги читателей, чтобы до всех дошел «суровый и правдивый» авторский голос. Так Толстой пользуется публи­ цистической полемической авторской речью в качестве глав­ ного средства обличения в 900-е гг. В последние годы жизни Толстой считал основными качествами, отличающими под­ линно художественное произведение, простоту и краткость II В 900-е гг. Толстой обращается преимущественно к наибо­ лее лаконичным художественным формам — очерку и рас­ сказу. Как правило, за каждым сюжетом стоят действитель­ ные факты. Подчиняя свои художественные произведения обличительным целям, писатель обращается к истории. В произведениях: «После бала», «Хаджи-Мурат», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» Толстой описывает время царствования Александра I и Николая I, его цель — высту­ 1 См. об этом Вл. А. Ковалев . О стиле художественной прозы J1. Н. Толстого, изд. МГУ, 1960 г., стр. 48—-61. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=