ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

сывать и собирать все, что поражает в 2 -х направлениях: 1 ) «обвинительный акт» (против церкви и государства — И. Г.), 2) наступление Царства Божия» (50, 92). В соответствии с этим используется в качестве обличителя образ героя, близкого автору. Это «совершенно плешивый только с курчавыми белыми волосами на висках и такой же бородкой старичок в грязном пиджаке, без видимого белья, с грязными руками, но с прекрасными умными, милыми голу­ быми глазами. Я как будто и знаю и не знаю этого человека. Знаю, что он чудак, кажется любит выпить, но золотое сердце и свет­ лый ум» (38, 387—388). Толстой наделяет его двумя голоса­ ми. Один —- приятный и взволнованный. Устами старичка дается обличение капитализма: «Грабят в Европе, как и у нас, и так же, как у нас, делят награбленную добычу между капиталистами, землевладельцами, чиновниками и точно так же нет ограбленным другого выхода из своего положения, как участие в грабительстве — переход в сословие грабителей, что и совершается, так что почти невозможно разобрать, кто кого грабит» (38, 393). Так звучит строгий, обличительный голос старичка, защитника «безнравственного сословия». Но есть у него и другой голос — «тихий, внутренний», которым он проповедует «царство божие»: «Оглянитесь на себя и поймите величие этого народа и поклонитесь ему и попросите его прощенья». «Нет, мулые мои братья и сестры, поймем свой грех и покаемся в нем» (38, 395). Срывая маски с отдельных персонажей, Толстой указы­ вает на корень зла, доходит до обобщений огромной широты и глубины. Много раз говоря о. своем отказе от тех худо­ жественных форм, которые он создавал раньше, в эпоху написания романов, Толстой и в последние годы жизни опирался на некоторые из них. Например, характеризуя ста­ ричка, Толстой противопоставляет его. внешнюю непривлека­ тельность внутренней красоте так же, как он делал это рань­ ше. Но сопоставляя отдельные детали, можно увидеть, на сколько возросла к 900-м гг. сила обличения Толстым господ­ ствующих классов. Обратимся к «Войне и миру». Мы найдем слова графа Ростова: «Ну, графинюшка! какое saute au гпа- dere из рябчиков будет, та chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит» (т. I, ч.1, гл. XVII). Упоминание о saute au madere из рябчиков несет определен­ ную идейную нагрузку. Прежде всего свидетельствует о мо­ товстве графа Ростова, который, несмотря на грозящее ему разорение, платит тысячу рублей за повара Тараску. Такая возможность — купить крепостного — в порядке вещей и ха­ рактеризует социальные отношения эпохи. Ростов — хлебо­ сол, гастроном, поэтому он «попробовал» сотэ. В этой сцене автором дается представление о нерешительности графини: 4 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=