ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
сывать и собирать все, что поражает в 2 -х направлениях: 1 ) «обвинительный акт» (против церкви и государства — И. Г.), 2) наступление Царства Божия» (50, 92). В соответствии с этим используется в качестве обличителя образ героя, близкого автору. Это «совершенно плешивый только с курчавыми белыми волосами на висках и такой же бородкой старичок в грязном пиджаке, без видимого белья, с грязными руками, но с прекрасными умными, милыми голу быми глазами. Я как будто и знаю и не знаю этого человека. Знаю, что он чудак, кажется любит выпить, но золотое сердце и свет лый ум» (38, 387—388). Толстой наделяет его двумя голоса ми. Один —- приятный и взволнованный. Устами старичка дается обличение капитализма: «Грабят в Европе, как и у нас, и так же, как у нас, делят награбленную добычу между капиталистами, землевладельцами, чиновниками и точно так же нет ограбленным другого выхода из своего положения, как участие в грабительстве — переход в сословие грабителей, что и совершается, так что почти невозможно разобрать, кто кого грабит» (38, 393). Так звучит строгий, обличительный голос старичка, защитника «безнравственного сословия». Но есть у него и другой голос — «тихий, внутренний», которым он проповедует «царство божие»: «Оглянитесь на себя и поймите величие этого народа и поклонитесь ему и попросите его прощенья». «Нет, мулые мои братья и сестры, поймем свой грех и покаемся в нем» (38, 395). Срывая маски с отдельных персонажей, Толстой указы вает на корень зла, доходит до обобщений огромной широты и глубины. Много раз говоря о. своем отказе от тех худо жественных форм, которые он создавал раньше, в эпоху написания романов, Толстой и в последние годы жизни опирался на некоторые из них. Например, характеризуя ста ричка, Толстой противопоставляет его. внешнюю непривлека тельность внутренней красоте так же, как он делал это рань ше. Но сопоставляя отдельные детали, можно увидеть, на сколько возросла к 900-м гг. сила обличения Толстым господ ствующих классов. Обратимся к «Войне и миру». Мы найдем слова графа Ростова: «Ну, графинюшка! какое saute au гпа- dere из рябчиков будет, та chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит» (т. I, ч.1, гл. XVII). Упоминание о saute au madere из рябчиков несет определен ную идейную нагрузку. Прежде всего свидетельствует о мо товстве графа Ростова, который, несмотря на грозящее ему разорение, платит тысячу рублей за повара Тараску. Такая возможность — купить крепостного — в порядке вещей и ха рактеризует социальные отношения эпохи. Ростов — хлебо сол, гастроном, поэтому он «попробовал» сотэ. В этой сцене автором дается представление о нерешительности графини: 4 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=