ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ределок, объединенных в т. 38 юб. изд. в 4-й редакции 12 декабря 1909 г. Толстой записал в дневнике: «Поправлял «Сон». Еще придется работать. Но форма может быть удачная». Направление работы Толстого свидетельствует о том, что от общего замысла (идеи Г. Джорджа) он шел к его конкре тизации. Было введено от 4-х до 12-ти действующих лиц, с которых писатель срывал маски. Уяснив же сущность явле ний, Толстой отбрасывал конкретные подробности, усиливал элемент дидактизма, т. к. хотел убедить читателя в справед ливости своих идей, не отвлекая его от логики основной мыс ли, поэтому пользовался прямым обличением. В вариантах с самого начала чувствуется публицистиче ская и полемическая направленность замысла писателя, и в этом находит отражение борьба Толстого с его семейным окружением. В рассказе идет разговор о том, что крестьяне у графа, делавшего им благодеяния, сожгли имение, и их за это называют «безнравственным сословием». Толстой сначала задумал рассказ в форме «записок лакея», и это не случайно: он хотел подчеркнуть, что смотрит на вещи «снизу, от 100 миллионов». Писатель пользуется формой сна для того, чтобы пред ставить действующих лиц не такими, какими они кажутся наяву, а такими, каковы они на самом деле. Приведем отры вок из второй редакции статьи «Сон» (Из воспоминаний врача): «Княгиня, великолепная дама, в огромном парике- прекрасных, пушистых, заменяющих на плешивой голове, как мне почему-то хорошо известно, сплошную лысину, окружен ную седыми волосами, с прекрасным цветом лица, который, как я это почему-то тоже знаю, наведен разглаживающим морщины валиком, одета в черное шелковое платье. В ушах и на пальцах блестят бриллианты» (38, 385). Уездный пред водитель, «собеседник ее такой же великолепный господин, сияющий и одеждой и лицом с усами, торчащими кверху, и золотым пенсне и, как мне тоже 'почему-то хорошо известно. человек ограниченный, развратный, раззоренный, но несмот ря на это, безгранично' самоуверенный и самодовольный» (38, 385). Предводитель рассказал, как «в его имении ны нешним же летом вырубили 27 деревьев, а потом запустили все стадо (он сказал стадо, а не табун) в его луга и как он ничего не мог сделать». А я между тем почему-то знаю, что он сделал очень много, т. к. десяток крестьян более полугода таскают по тюрьмам и теперь еще двое из них сидят, дожи даясь суда» (38, 386). Это замечательный пример срывания масок при помощи прямой авторской оценки. Мы видим, что, работая над рассказом «Сон», Толстой следует поставленным еще в 80-е гг. задачам: «Надо выпи 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=