ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

те маски, в которых эти явления первоначально предстают перед людьми. И для него главное— «стараться разрушить постоянно поддерживаемый правительством обман, что все, что оно делает, оно делает для порядка, для блага поддан­ ных» (54, 83). Толстой выступает против правительства не только как общественный деятель, но и как художник. По­ стоянно беседуя с крестьянами, он живо ощущал «горы зло­ бы и ненависти, накопленные угнетенными народными мас­ сами». Крестьянское возмущение Толстой считал «самым сильным средством, пропаганды» (56, 49). Такая пропаганда давала возможность писателю с миро­ вым именем выступать в роли адвоката 100 -миллионного русского крестьянства'. Характерна дневниковая запись от 28 октября 1895 г.: «Жить остается на коротке, а сказать страшно хочется так много: хочется сказать и про то, во что мы можем, должны, не можем не верить, и про жестокость обмана, которому подвергают сами себя люди — обман эко­ номический. политический, религиозный, и про соблазн оду­ рения себя — вина и считающегося столь невинным табака, и про брак, и про воспитание. И про ужасы самодержавия. Все назрело и хочется сказать. Так что некогда те художест­ венные глупости, которые я начал было делать в «Воскресе­ нии» (53, 67). В поисках новых форм для выражения своих мыслей Тол­ стой, однако, опирался на собственные писательские дости­ жения 5(4—70-х гг., названные им «художественными глупо­ стями». Он мечтал о романе, объединяющем все эти мысли и освещенном его «теперешним взглядом на жизнь». Несмотря на то, что Толстой в последние годы жизни отдавал предпоч­ тение прямому выражению своих идей, он всегда был верен сформулированному им в 1890 г. принципу: «...Надо заост­ рить художественное произведение, чтобы оно проникло. За­ острить — и значит сделать его совершенно художествен­ ным» (33, 378). Толстой так же тщательно, как и в предше­ ствующие годы, отделывает возникшие замыслы. В качестве примера можно привести творческую историю рассказа «Сон». Известно, что Толстой в последний период своей дея­ тельности живо интересовался теорией единого налога, соз­ данной Генри Джорджем, видя в нем средство к решению вопроса о земле. В 1909 г. он писал: «Вопрос этот так мучает меня, что я на днях видел очень яркий сон: я кое-как запи­ сал этот сон и хотел исправить, напечатать» (38, 443). Днев­ никовые записи и рукописи помогают проследить ход рабо­ ты Толстого над этим небольшим рассказом. С 1 1 октября 1909 г. по 26 января 1910 г. писателем было сделано 13 пе- 1 См. Т. Мо ты лев а. Пример великой жизни, жури. «Октябрь». 1960, № 11, стр. 197. 4 Заказ 13456 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=