ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
те маски, в которых эти явления первоначально предстают перед людьми. И для него главное— «стараться разрушить постоянно поддерживаемый правительством обман, что все, что оно делает, оно делает для порядка, для блага поддан ных» (54, 83). Толстой выступает против правительства не только как общественный деятель, но и как художник. По стоянно беседуя с крестьянами, он живо ощущал «горы зло бы и ненависти, накопленные угнетенными народными мас сами». Крестьянское возмущение Толстой считал «самым сильным средством, пропаганды» (56, 49). Такая пропаганда давала возможность писателю с миро вым именем выступать в роли адвоката 100 -миллионного русского крестьянства'. Характерна дневниковая запись от 28 октября 1895 г.: «Жить остается на коротке, а сказать страшно хочется так много: хочется сказать и про то, во что мы можем, должны, не можем не верить, и про жестокость обмана, которому подвергают сами себя люди — обман эко номический. политический, религиозный, и про соблазн оду рения себя — вина и считающегося столь невинным табака, и про брак, и про воспитание. И про ужасы самодержавия. Все назрело и хочется сказать. Так что некогда те художест венные глупости, которые я начал было делать в «Воскресе нии» (53, 67). В поисках новых форм для выражения своих мыслей Тол стой, однако, опирался на собственные писательские дости жения 5(4—70-х гг., названные им «художественными глупо стями». Он мечтал о романе, объединяющем все эти мысли и освещенном его «теперешним взглядом на жизнь». Несмотря на то, что Толстой в последние годы жизни отдавал предпоч тение прямому выражению своих идей, он всегда был верен сформулированному им в 1890 г. принципу: «...Надо заост рить художественное произведение, чтобы оно проникло. За острить — и значит сделать его совершенно художествен ным» (33, 378). Толстой так же тщательно, как и в предше ствующие годы, отделывает возникшие замыслы. В качестве примера можно привести творческую историю рассказа «Сон». Известно, что Толстой в последний период своей дея тельности живо интересовался теорией единого налога, соз данной Генри Джорджем, видя в нем средство к решению вопроса о земле. В 1909 г. он писал: «Вопрос этот так мучает меня, что я на днях видел очень яркий сон: я кое-как запи сал этот сон и хотел исправить, напечатать» (38, 443). Днев никовые записи и рукописи помогают проследить ход рабо ты Толстого над этим небольшим рассказом. С 1 1 октября 1909 г. по 26 января 1910 г. писателем было сделано 13 пе- 1 См. Т. Мо ты лев а. Пример великой жизни, жури. «Октябрь». 1960, № 11, стр. 197. 4 Заказ 13456 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=