ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Задача настоящей статьи — установить связь Толстого, трезвого реалиста, срывающего все и всяческие маски в 900-е гг., с его предшествующим художественным творчест вом, с демократическими традициями' русской литературы, выяснить, как выражается «страстная критика», «обличи- тельность» в последних произведениях писателя. I Толстой в 900-х гг. ставил перед собой цель — «обличать богатых в их неправде и открывать бедным обман, в кото ром их держат» (54, 52) '. Этой цели Толстой подчинил свою многогранную деятельность. Все, написанное им в это время (будь то статьи, письма, художественные произведе ния), сложит именно этой цели. Разоблачение призвано стать средством переустройства жизни. Отсюда и определе ние искусства: «Искусство есть умение изобразить то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что даст людям наибольшее благо. Изобразить это можно только образами» (52, 147). Так осознавалась писателем огромная общественная роль искусства в трактате «Что та кое искусство». «Моя работа над искусством мцогое уясни ла мне. Если бог велит мне писать художественные вещи, они будут совсем другие » 2 (53, 169),— писал Толстой в дневнике 3 декабря 1897 г. В этих словах прямо выражено желание изменить художественную манеру. Перестав писать для господ, Толстой стремился найти более простые спосо бы выражения своих идей, чтобы сделать их понятными широким слоям населения, к которым теперь писатель об- . ращал свой «суровый и правдивый голос». Известно выска- ч зывание Толстого о желании оставить художественное твор чество. На деле этого никогда не было. Ставя после пере лома' в мировоззрении на первое место «открытое обличены 1 зла», Толстой в то же время, будучи гениальным художни ком, воспринимал действительность в ее типических прояв лениях. Перед ним возникала целая галерея разных типов. Вся совокупность этих «чувствуемых типов» (58, 82) дает представление о том круге вопросов, которые особенно силь но волновали писателя в последние годы его жизни. Это бы ли вопросы о роли ученых и писателей в буржуазном мире, о политической борьбе, о критериях дурного и хорошего, о смысле жизни. Толстой, как всегда, стремится «дойти до корня», то есть вскрыть настоящий смысл социальных явле ний, освободив их от всего внешнего, кажущегося, сорвать 1 Ссылки даются на Поли. собр. соч. Л. Н. Толстого в 90 томах; мервая цифра обозначает том, вторая— страницу. 2 Курсив везде наш— И. Г. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=