ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Доцент И. Е. ГРИНЕВА (Тула) МАСТЕРСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО-ОБЛИЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 900-х гг. Критические элементы имели место уже в произведена ях Толстого 50-х гг., поэтому с полным правом можно го ворить о демократической устремленности всего его твор чества, о близости писателя к разночинской литературе 60-х гг. На это совершенно справедливо указывали исследо ватели Толстого '. ТаК, Л. М. Мышковская утверждает: «Толстовское творчество в целом не менее остро направ лено, полемично и открыто тенденциозно, чем литера тура разночинцев 60-х гг. Толстой весь от этой эпохи и от наследства ее. Вся острота его постановки общественных, моральных и философских вопросов, его презрение к эстет ству, к барству в стиле и темах — все это неразрывно свя зано, с этой эпохой»2. . Л. М. Мышковская, рассматривая эволюцию художест венного метода Толстого, пишет: «С особенной силой эта школа шестидесятых годов, если можно так выразиться, характерно сказалась в Толстом, начиная с восьмидесятых годов, когда обличительность становится одной из основных сил его писательской работы»3. 1 См. Б. И. Бурс ов . Ранний Толстой, сб. «Творчество Л. Н. Тол стого», М., 1954, стр. 76—123. Е. Н. К у пр е ям о в а. Молодой Толстой. Тула, 1954. Т. Л. Мо ты л ев а. О мировом значении Л. Н. Толстого. М., 1957. Я. С. Б ил инки с. О творчестве Л. Н. Толстого. Л., 1959. Б. И. Бурс ов . У истоков реализма Толстого, жури. «Вопросы литера туры», 1960, № 9, стр. 71—112. М. П. Николае в . Два документа эпо хи (К вопросу о взаимоотношениях Л. Н. Толстого и Н. Г. Чернышев ского). Яснополянский сборник, год 1960, стр. 143—154. 2 Л. М. М ыш к о в с к а я. МастерствоЛ. Н. Толстого, «Сов. писа тель», 1958, стр. 433. 3 Т ам же. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=