ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Вронский снова видит только свою «красавицу Фру-Фру» и «лопоухого Гладиатора», и перед самым пуском лошадей эти уши снова перед Вронским появляются: «Многие из ска­ чущих были впереди, многие сзади, как вдруг Вронский ус лыхал сзади себя по грязи дороги звуки галопа лошади, и его обогнал Махотин на своем белоногом лопоухом Гладиа­ торе... Вронский сердито взглянул на него... Ему досадно ста­ ло на него, что он проскакал мимо, разгорячив его лошадь» (ч. II, гл. 24). Но отчего эти уши так раздражают Вронского? О чем они ему напоминают? У кого еще такие выдающиеся, огром­ ные уши? «В Петербурге, только что остановился поезд и Анна вы­ шла, первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо му­ жа. «Ах, боже мой, отчего у него стали такие уши?» — по­ думала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей. подпиравшие поля круглой шляпы» (ч. I, гл. 30). И это впечатление повторяется. Собираясь на скачки, те самые, на которых и перед Вронским назойливо маячат уши соперника его Фру-Фру, Анна видит проезжающую карету и «высовывающуюся из нее черную шляпу и столь ей зна­ комые уши Алексея Александровича» (ч. II, гл. 27). То же и во время скачек, когда Анна, глядя на мужа, снова заме­ чает «круглую большую шляпу, нажимавшую копчики его ушей » (ч. II, гл. 28). % Не эти ли уши всплыли в сознании (или подсознании) Вронского, когда он увидел подобные у коня своего сопер­ ника— Гладиатора? Во всяком случае, знаменательно, что в одно и то же время, в решающий всю их дальнейшую судьбу момент, и Вронский и Анна испытывают одно и то же раздражающее впечатление от ненавистных им ушей. Огромные уши Гладиатора вывели из равновесия Вронско­ го, как у4пи Каренина — Анну1. И когда Каренин на задан­ ный ему кем-то шутливый вопрос, почему он не принимает участие в скачках, отвечает: «Моя скачка труднее», он го­ раздо ближе к истине, чем сам предполагает. И хотя многое вокруг него происходящее ему еще не совсем ясно, уши по­ всюду — на поле скачек перед Вронским и в беседке для зрителей перед Анной — огромные, напряженные, пугаю­ щие? уши... Разговор о связи «обеих страстей» Вронского был бы. однако, не полон, если бы не было указано, какими идейными мотивами руководился при этом великий реалист 1 Ср. отзыв Лидии Варавкиной из «Жизни Клима Самгина» А. М. Горького о романе «Анна Каренина»: «Тут все — лошади:'и эта-Анна и Вронский...» 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=