ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Вронский снова видит только свою «красавицу Фру-Фру» и «лопоухого Гладиатора», и перед самым пуском лошадей эти уши снова перед Вронским появляются: «Многие из ска чущих были впереди, многие сзади, как вдруг Вронский ус лыхал сзади себя по грязи дороги звуки галопа лошади, и его обогнал Махотин на своем белоногом лопоухом Гладиа торе... Вронский сердито взглянул на него... Ему досадно ста ло на него, что он проскакал мимо, разгорячив его лошадь» (ч. II, гл. 24). Но отчего эти уши так раздражают Вронского? О чем они ему напоминают? У кого еще такие выдающиеся, огром ные уши? «В Петербурге, только что остановился поезд и Анна вы шла, первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо му жа. «Ах, боже мой, отчего у него стали такие уши?» — по думала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей. подпиравшие поля круглой шляпы» (ч. I, гл. 30). И это впечатление повторяется. Собираясь на скачки, те самые, на которых и перед Вронским назойливо маячат уши соперника его Фру-Фру, Анна видит проезжающую карету и «высовывающуюся из нее черную шляпу и столь ей зна комые уши Алексея Александровича» (ч. II, гл. 27). То же и во время скачек, когда Анна, глядя на мужа, снова заме чает «круглую большую шляпу, нажимавшую копчики его ушей » (ч. II, гл. 28). % Не эти ли уши всплыли в сознании (или подсознании) Вронского, когда он увидел подобные у коня своего сопер ника— Гладиатора? Во всяком случае, знаменательно, что в одно и то же время, в решающий всю их дальнейшую судьбу момент, и Вронский и Анна испытывают одно и то же раздражающее впечатление от ненавистных им ушей. Огромные уши Гладиатора вывели из равновесия Вронско го, как у4пи Каренина — Анну1. И когда Каренин на задан ный ему кем-то шутливый вопрос, почему он не принимает участие в скачках, отвечает: «Моя скачка труднее», он го раздо ближе к истине, чем сам предполагает. И хотя многое вокруг него происходящее ему еще не совсем ясно, уши по всюду — на поле скачек перед Вронским и в беседке для зрителей перед Анной — огромные, напряженные, пугаю щие? уши... Разговор о связи «обеих страстей» Вронского был бы. однако, не полон, если бы не было указано, какими идейными мотивами руководился при этом великий реалист 1 Ср. отзыв Лидии Варавкиной из «Жизни Клима Самгина» А. М. Горького о романе «Анна Каренина»: «Тут все — лошади:'и эта-Анна и Вронский...» 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=