ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

И. Гинцбургом он говорит следующее: «Я скульпторов не люблю... Они наставили по всей Европе памятники, хвалеб­ ные монументы людям, которые были недостойны и челове­ честву вредны. Все эти полководцы, военноначальники, пра­ вители только одно зло делали народу, а скульпторы их вос­ певали как благодетелей. Но главная неправда та, что увековечивая их, скульпторы представляли многих из них не в том виде, в каком они на самом деле были. Людей сла­ бых, выродившихся и трусливых они представляют всегда героями, сильными и великими; человека малого роста, рахи­ тичного, они представляли великаном с выпяченной грудью и быстрыми глазами — все ложь и неправда» '. Мы привели реплику Толстого полностью, ибо в ней, кроме общей с Пушкиным оценки «быстрых глаз», есть еще переклик с ним, когда поэт устами Дон Жуана говорит о статуе командора: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! Что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен, Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку До своего он носу дотянуть 2 Эта реплика пушкинского Жуана прекрасная иллюстра ция к словам Толстого о скульпторах. ДВЕ СТРАСТИ ВРОНСКОГО «Вронский з!аписался на скачки, купил английскую кров­ ную кобылу и, несмотря на свою любовь [к Анне] был страстно, хотя и сдержанно, увлечен предстоящими скачка­ ми. Две страсти эти не мешали одна другой ». («Анна Каре­ нина», ч. II, гл. 18. Курсив мой— М. А.). Почему эти «две страсти» одна другой не мешали? По­ тому ли, что они слишком разного порядка? Нет, наоборот, именно потому, что они однородны. Чтоб в этом убедиться, стоит только вспомнить свидание (иначе эту встречу не на­ зовешь) Вронского со своей Фру-Фру: «Как только Вронский вошел к ней, она глубоко втяну­ ла в себя воздух и, скашивая свой выпуклый глаз так, что белок налился кровью, с противоположной стороны глядела на вошедших, потряхивая намордником и упруго переступая с ноги на ногу.— Ну, вот видите как она взволнована,— сказал англичанин.— О милая! О! — говорил Вронский, подходя к лошади и уговаривая ее. Но чем ближе он под­ ходил, тем более она волновалась. Только когда он подо­ 1 И. Г ин ц б у р г. Из прошлого, ГИЗ, 1924, стр. 92. 2 А. Пушкин. Каменный гость, сцена III. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=