ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
И. Гинцбургом он говорит следующее: «Я скульпторов не люблю... Они наставили по всей Европе памятники, хвалеб ные монументы людям, которые были недостойны и челове честву вредны. Все эти полководцы, военноначальники, пра вители только одно зло делали народу, а скульпторы их вос певали как благодетелей. Но главная неправда та, что увековечивая их, скульпторы представляли многих из них не в том виде, в каком они на самом деле были. Людей сла бых, выродившихся и трусливых они представляют всегда героями, сильными и великими; человека малого роста, рахи тичного, они представляли великаном с выпяченной грудью и быстрыми глазами — все ложь и неправда» '. Мы привели реплику Толстого полностью, ибо в ней, кроме общей с Пушкиным оценки «быстрых глаз», есть еще переклик с ним, когда поэт устами Дон Жуана говорит о статуе командора: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! Что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен, Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку До своего он носу дотянуть 2 Эта реплика пушкинского Жуана прекрасная иллюстра ция к словам Толстого о скульпторах. ДВЕ СТРАСТИ ВРОНСКОГО «Вронский з!аписался на скачки, купил английскую кров ную кобылу и, несмотря на свою любовь [к Анне] был страстно, хотя и сдержанно, увлечен предстоящими скачка ми. Две страсти эти не мешали одна другой ». («Анна Каре нина», ч. II, гл. 18. Курсив мой— М. А.). Почему эти «две страсти» одна другой не мешали? По тому ли, что они слишком разного порядка? Нет, наоборот, именно потому, что они однородны. Чтоб в этом убедиться, стоит только вспомнить свидание (иначе эту встречу не на зовешь) Вронского со своей Фру-Фру: «Как только Вронский вошел к ней, она глубоко втяну ла в себя воздух и, скашивая свой выпуклый глаз так, что белок налился кровью, с противоположной стороны глядела на вошедших, потряхивая намордником и упруго переступая с ноги на ногу.— Ну, вот видите как она взволнована,— сказал англичанин.— О милая! О! — говорил Вронский, подходя к лошади и уговаривая ее. Но чем ближе он под ходил, тем более она волновалась. Только когда он подо 1 И. Г ин ц б у р г. Из прошлого, ГИЗ, 1924, стр. 92. 2 А. Пушкин. Каменный гость, сцена III. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=