ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

черкешенка поит пленника кумысом и (у Толстого) Дина поит Жилина молоком, и вплоть до последней, когда черке­ шенка распиливает оковы пленника, а Дина пытается снять замок с колодкй Жилина. Напомним эти сцены: У Пушкина: « Пилу дрожащей взяв рукой, К его ногам она склонилась: Визжит железо под пилой, Слеза невольная скатилась... У Толстого: «Прибежала Дина, взяла камень и говорит «Дай я». Се­ ла на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонки, как прутики, ничего силы нет. Бросила камень, заплакала» . (гл. V I ) . Конечно, слезы обеих различны: слезы Дины— слезы любви-жалости девочки, слезы черкешенки — слезы любви- страсти девущ 0 |, но роль и функция обеих в рассказе одна и та же. Есть сходство и между отношением черкесов к пленнику и симпатией, которую к Жилину питает его хозяин: У Пушкина: ^ Беспечной смелостью его Черкесы грозные дивились. Щадили век его младой IT шепотом между совой Своей добычею гордились. У Толстого — В ауле все называют Жилина джигитом, а хозяин его говорит ему: «Я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя выпускать не стал, кабы слова не дал» (гл. III). Сходны не только взаимоотношения действующих лиц поэмы и рассказа, но и описания места действия, причем сходна, я это подчеркиваю, не сама природа, а те изобрази­ тельные средства, которыми эта природа живописуется. Так, ночь в горах описывается у Пушкина следующими образами. I ...все в ночной тени Объято негок/ спокойной: Вдали сверкает горный ключ, Сбегая с каменной стремнины. Тс же образы и в «Черкесской песне* В реке бежит гремучий вал, В горах безмолвие ночное. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=