ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Проф. М. С. АЛЬТМАН (Ленинград) ЭТЮДЫ О ТВОРЧЕСТВЕ л. н. толстого Ex ungue—LeonemC «Лес рубят — щепки летят» — так говорят обычно, желая указать, что, делая большое дело, простительно пренебре­ гать мелочами, что для успешного завершения общего и главного приходится порой не считаться с частностями и подробностями. Поговорка эта, может быть, вообще, верна. Но в отношении к произведениям искусства куда вернее известное указание Чехова, что если ружье висит в первом действии, оно должно непременно выстрелить хотя бы в по­ следнем. В правомерности этого указания особенно убеж­ даешься, изучая творчество Льва Толстого. Ведь Толстой, мастер, по преимуществу, монументального стиля, созда­ тель огромных художественных полотен, был в то же время (редчайшее сочетание!) и непревзойденным «умельцем» в тщательной отделке каждой художественной детали. Вот уж о чьем творчестве не скажешь: «Лес рубят—щеп­ ки летят». Напротив,”у автора «Рубки леса» каждая «щеп­ ка» на учете, каждое лыко идет в строку. И, что особенно важно, в поэтическом хозяйстве Толстого отдельные худо­ жественные детали не самодовлеют, а связаны со всем 'по­ этическим замыслом в целом, из него вытекают и, в свою очередь, этот замысел или дополнительно поясняют, или глубже оттеняют. И это — одна из характерных черт тол­ стовского реализма, одна из замечательных особенностей его творческого метода. Вот почему, без должного учета ху­ дожественных частностей и деталей в произведении Толстого, мы рискуем порой и недопонять это произведение в целом. «Человек» — пишет Толстой — «не знающий устройства ма­ шины, не может понять того, что... та маленькая, передаточ­ ная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из су­ 1 По когтям—Льва (лат.). 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=