ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

писателей и поэтов. На зга обратила внимание и чешская критика. Так, например, когда Ф. Шрамек издал в 1910 г. один из своих блестящих романов «Серебряный ветер», И. Водак в журнале «Час» отметил определенное влияние на него русского писателя. В князе Вячеславе, герое пьесы Лангера «Святой Вяче­ слав», также сказалось влияние Толстого. Вячеслав стре­ мится во что бы то ни стало воспрепятствовать войне. Одна­ ко, несмотря на всю свою любовь к миру, он идет сражаться, когда в Чехию врываются агрессивные орды немцев. Таким образом проповедь о «непротивлении злу» еще раз была оп­ ровергнута Лангером. Перед первой мировой войной Толстой уж-е был для чеш­ ской общественности непререкаемым авторитетом. Его произ­ ведения, распространяемые в огромном количестве экземп­ ляров, входили в круг самых любимых. Даже читатели, которых- нисколько не волновало его утопическое учение, постоянно обращались к романам и рассказам Толстого. Чешская общественность проявляла большой интерес и к педагогическому наследию Толстого. Изучением его в тече­ ние нескольких лет занимался К. Велеминский. Результаты своих исследований он опубликовал в 1912 г. в книге «Л. Н. Толстой. Педагогические статьи», сопроводив ее трактатом «Л. Н. Толстой, его'развитие и педагогическая деятельность». Работа эта опиралась на богатый материал, собранный в Яс­ ной Поляне и в Москве в 1910 г., и вносила новые перспек­ тивы в развитие школьного воспитания. Велеминский пропа­ гандировал идею «свободной школы» по примеру яснополян­ ской школы и тем самым помогал разрушению прогнившей системы австрийского школьного дела. * ■* # Великая Октябрьская социалистическая революция в Рос­ сии, образование самостоятельной Чехословакии создали совершенно новые условия для оценки Толстого у нас. Побе­ да русского пролетариата навсегда разрушила утопические мечты о «непротивлении злу». Но значение Толстого-худож- ника в Советском Союзе, главным образом благодаря В,- И. Ленину, возросло необыкновенно. А как обстояло дело у нас? В буржуазной Чехословацкой республике вокруг Толстого велась усиленная борьба между рабочим классом и правящей буржуазией. Наследие Толсто­ го было таким живым и возбуждающим, что становилось важным аргументом в классовой борьбе. Чешская буржуазия опять стала интересоваться «ясно­ полянским апостолом». Она наивно думала, что сможет при­ крыться его авторитетом и что ей удастся толстовским уче­ 27'

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=