ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Необходимо сопоставление и противопоставление сино­ нимических средств. Ведь в изолированном виде, в отрыве от других синонимов каждый отдельный факт, который мы могли бы в других случаях расценивать как синоним, счи­ тать синонимом нет оснований. Особенно это касается лек­ сической синонимии, первой ступени синонимов. Возможно, что писатель при употреблении того или иного слова в от­ дельном случае и не предполагал его синонимов, не думал о них, следовательно, перед ним не возникал вопрос о выборе. Ведь в действительности каждое слово имеет синонимы в языке, но может и не иметь их в речи, в речевом процессе. Синонимику мы обычно изучаем в отрыве от речевых процессов, от источников их использования, изучаем сино­ нимы в статике, а не в динамике, экспериментально, в виде упражнений по их использованию. Этого для лингвистики крайне мало. Изучение динамики синонимов — $то изуче­ ние их в конкретных контекстах, в использовании в одном произведении или у одного писателя в ряде произведений, в группе их, связанной тем или иным единством. Когда ставится новая проблема, возникает задача поис­ ков метода ее решения. В наших выводах, носящих предва­ рительный характер, мы не столько обобщаем материал из творчества JI. Н. Толстого, сколько делимся соображениями о методах изучения синонимов в произведениях писателя. Эти методы подсказывают как знакомство с творчеством в предвзятом плане, так и сам вскрытый материал из сино­ нимики. Для более продуктивного изучения синонимов в творче­ стве отдельного писателя прежде всего необходимо устано­ вить метод. Метод еще не найден. Нам представляется, что выявление того, как пользовал­ ся писатель синонимическими средствами языка, что из них брал, возможно тремя путями: 1) изучение поправок в рукописях, отражающих замену одних синонимов другими; 2) сличение разных изданий, отражающих работу писа­ теля, переделки; 3) выявление фактического соотношения синонимических средств в одних и тех же произведениях. Кроме того, в отдельных случаях необходимо устано­ вить, в какой мере с лексическими синонимами смыкаются и переплетаются грамматические. При изучении синонимов третьим путем для выявления соотношений различных синонимических средств нужно иметь в виду четыре возможных случая: 1) наличие различных синонимических рядов, соотноше­ ний синонимов в порядке нарастания, усиления, противо­ поставления; 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=