ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

стное сопротивление, но неизменно заставляло думать, помо­ гало формировать убеждения, вызывало революционное бро­ жение в народных массах и в рядах интеллигенции. С начала нового столетия, и особенно в период до начала первой мировой войны, интерес к Толстому-мыслителю не­ сколько охладел. Определились позиции и устоялись мнения. По мере того, как с растущими классовыми противоречиями обострялась политическая ситуация и определялись два лаге­ ря, толстовские утопии о «непротивлении злу» и «нравствен­ ном самоусовершенствовании», как единственном пути к спа­ сению, все больше и больше теряли привлекательность и но­ визну. Первая русская революция 1905— 1907 гг. наглядно показала их полную несостоятельность. Учение Толстого брала на вооружение культурно-политическая реакция. Наиболее ярко реакционный взгляд на Толстого и его уче­ ние после поражения революции 1905 г. выразил педагог К. Велеминский. Он воспринял идеи Толстого еще в студен­ ческие годы. Приехав в Ясную Поляну в августе 1907 г., Велеминский остановился у одного из близких друзей Тол­ стого— В. Г. Черткова. Вместе с ним Велеминский часто посещал Ясную Поляну. Свои впечатления он описал в статье «У Толстого». В этой статье автор с восторгом отзывался о Толстом, с большой симпатией писал о его единомышлен­ никах, полностью разделяя их реакционные взгляды на рево­ люцию. Интерес к Толстому возрастает с 1908 года, когда весь мир праздновал восьмидесятилетие русского титана. А когда два года спустя, в ноябре 1910 г., мир узнал о его кончине, это вызвало новые проявления любви и восхищения к ясно­ полянскому гению. Произведения его вновь стали издаваться небывалыми тиражами. Появились новые опыты оценки его творчества. Не только литература, но и наша общественность стремились оценить его наследие. Мысли и поэтические образы великого писателя уже не -оставались только в книгах. Мастер критического реализма глубоко проник в чешскую жизнь. Типы, которые он создал в своих произведениях, оживали в нашей среде. К сожалению, до сих пор не установлено, в каких формах проявилось у чеш­ ских Писателей толстовское искусство типизации, но Галечек не был единственным, кто вышел из толстовской школы. 1 * * * Пожалуй, никто из-великих русских реалистов не был у нас столь популярен, как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения», «Крейцеровой сонаты». Его непре­ взойденное искусство оказало большое влияние на чешских 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=