ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
В альманахе, прорецензированном еще Белинским, опубли кован ряд произведений Шевченко: «Ветре буйный» («Дум ка», 1838 г.), «Причинна» («Порченая», 1838), «На вичну память Котляревскому» (1838), глава 1 из поэмы «Гайда маки» (1841), раздел поэмы, обычно печатавшийся под за главием «Ярема». Кое-где альманах остался нечитанным, но страницы со стихотворениями Шевченко разрезаны, за исключением тех, на которых напечатана романтическая баллада «Причинна» Здесь разрезаны только первые три страницы. О том, что Толстой читал «Ластовку», свидетельствует характерный толстовский двойной загиб уголка, сделанный на стр. 200 при чтении повести Квитко-Основьяненко «Сер дешна Оксана»1. В повести развивается та же тема, что и в поэме «Кате рина»: офицер-дворянин соблазняет крестьянскую девушку и бросает ее с ребенком на посмешище односельчанам. Толстого при чтении повести «Сердешна Оксана» осо бенно заинтересовала сцена, в которой проявляется душев ное благородство Оксаны, ее матери Веклы Ведмедыхи и сельского парубка Петра. Квитко-Основьяненко, подмечая отдельные характерные явления жизни, не умел подняться до больших типических социальных обобщений, что мастерски делал Шевченко, нарисовавший целую галерею женских характеров: унижен ных, поруганных, но все же сохранивших прекрасные силы души и высокое человеческое достоинство. В эту галерею входят и Катерина, и «наймичка» Ганна2. Великий украинский поэт И. Франко так оценивал защи ту Шевченко прав крестьянской женщины: «Я не знаю в мировой литературе поэта, который бы стал таким последо вательным, таким горячим, таким сознательным защитником права женщины на полную и человеческую жизнь!»3 Эта идея защиты прав крестьянской женщины была в значительной степени близка Толстому, и не случайно тол стовское издательство «Посредник» выпустило в 1911 г. и «Катерину» и «Наймичку». Толстой любил поэзию Шевченко. Особенно восхищался он «Наймичкой», видя в ней художественное воплощение высокого чувства жертвенной материнской любви. Толстой относил «Наймичку» к подлинному, настоящему искусству. Это засвидетельствовала ж-ена писателя Софья Андреевна: 1 Такие же типично толстовские загибы уголков (двойные) видим .мы вверху и внизу 381 стр. альманаха («До побачення» —шутливое проща ние Е. Гребенки с читателями). 2 В повести «Наймичка» — Лукия. 3 Е. ГТ. Кири люк. Великий украинский поэт революционер-демо крат Т. Г. Шевченко. М., 1954, стр. 8. 259 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=