ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

% словах «Не могу молчать!», указывает, что даже в религи­ озных сочинениях Толстого имеется много блестящих обли­ чительных страниц. В то же время Шаумян резко критикует толстовскую теорию «непротивления злу насилием». «Во имя любви и того же непротивления злу насилием,— пишет он,— Толстой проповедует рабочим и крестьянам, этим де­ вяти десятым человечества, как он выражается, отказаться от «ложного убеждения, что жизнь наша может быть обес­ печена нашей борьбой с другими людьми». Не борьбу, а любовь и смирение проповедует JI. Толстой» ’ . Шаумян подчеркивает, что Толстой не видел путей раз­ решения одной из основных проблем — ликвидации безра­ ботицы и нужды десятков миллионов людей, желающих трудиться. Останавливаясь подробно на религии Толстого, Шаумян подчеркивает, что великий писатель видел нищету, торе и страдания народных масс, знал, как люди бьются в когтях нищеты, и всем сердцем сочувствовал их горю и стра­ даниям, но не видел в будущем никакого реального выхода из бедственного положения и решил создать для народа «призрачное счастье»—религию без тайн и чудес. «Толстой -сделал свою религию,— писал Шаумян,— быть может, по внешности несколько менее наивной и чудесной, но она осталась по,существу такою же таинственной и мистиче­ ской, как и вся религия. Она осталась тем же «благодатным опием», которым господствующие классы, невзирая на хоро­ шие намерения Толстого, пользуются и будут пользоваться, чтобы одурманивать народ... Толстой смотрел на свою религию только как на спаси­ тельный секрет, записанный на зеленой палочке. Этим объ­ ясняются, несомненно, Йсе бесчисленные противоречия, за­ ключающиеся в жизни и в писаниях Толстого» 2. В заключение Шаумян писал: «Смерть Толстого обязы­ вает, по нашему мнению, к слову, но к слову продуманному, искреннему, нераболепному. Нераболепному, ибо Толстой ничего так не презирал, как раболепное, слепое поклонение великим людям, героям, гениям» 3. Перефразируя известные слова писателя, Шаумян пи­ шет: «Любите Толстого, но истину любите больше, чем Тол­ стого» 4. Своими статьями о Толстом Спандарян и Ц1аумян зало­ жили основы научного изучения мировоззрения' и Творчест­ ва великого русского писателя в Армении. 1 С. Шаумян . Литературно-критические статьи, М., ГИХЛ, 1955, стр. 25. 2 Т а м же, стр. 35. 3 Т а м же, стр. 25. Щ а м же, стр. 27. / 253

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=