ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
все допустимые законом приемы обвинения, защитникй при бегали ко всем процессуальным «фортелям и крючкам», «чтобы оправдать своего подзащитного...» «Слушая их,— пишет Спандарян,— невольно вставала перед нами картина суда из «Воскресения», фигура «блестя щего адвоката» Фонаркина. Великий писатель замечательно схватил сущность современного суда. Суд над Нехлюдовым подтвердил только верность картины» -v Первые строки статьи С. Шаумяна «Недоумение читате ля» звучат почти в унисон с мыслями Спандаряна, изло женными им в статье «Чествование или реклама?». И это не случайно, ибо Спандарян и Шаумян в оценке творчества Толстого твердо и до конца придерживались ленинских кри териев в оценке литературы, справедливо видя в Толстом «несомненно честного и искреннего по своим намерениям друга обездоленных». В отличие от бакинской кадетской буржуазной прессы, Шаумян отстаивал ленинский принцип партийности литературы. Подобно Спандаряну, ему прихо дилось вести непрестанную борьбу против новейших теорий о надклассовости литературы и искусства вообще, творчест ва Толстого, в частности. Смерть великого писателя вызвала широчайший отклик во всем мире. В письме в редакцию (опубликовано в газете «Баку» от 5 декабря 1910 г.) Шаумян писал: «смерть Л. Н. Толстого и все, что связано с этой смертью, властно приковывает к себе до сих пор внимание мира». О Толстом писали люди различных профессий и поло жений. «И опять-таки,— метко замечает Шаумян,— все оплаки вают в лице Толстого не только и даже не столько великого писателя, художника и т. д., сколько великого мыслителя и учителя жизни. Это обстоятельство вызвало и вызывает во мне, пишущем эти строки, полном глубокого уважения к памяти покойного, большое недоумение» 2. Шаумян дает характеристику художественного мастерства Толстого. Он отмечает особую силу воздействия толстовских героев, подчеркивает необычайную пластичность и правди вость характеров. Называя Толстого гениальным художни ков, знатоком человеческой души, Шаумян отмечает облаго раживающее и возвышающее влияние толстовских произве дений, особо подчеркивает силу толстовской критики буржуазной морали и быта. Переходя к оценке учения Тол стого, Шаумян отмечает в нем протест против поповщины, смертной казни, крик наболевшей души, выразившийся в 1 С. Спанд а рян . Статьи, письма, документы. ГИПЛ, Ереван, 1940, стр. 236. 2 С. Шаумян . Литературно-критические статьи. М., ГИХЛ, 195ог стр. 23. 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=