ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

все допустимые законом приемы обвинения, защитникй при бегали ко всем процессуальным «фортелям и крючкам», «чтобы оправдать своего подзащитного...» «Слушая их,— пишет Спандарян,— невольно вставала перед нами картина суда из «Воскресения», фигура «блестя­ щего адвоката» Фонаркина. Великий писатель замечательно схватил сущность современного суда. Суд над Нехлюдовым подтвердил только верность картины» -v Первые строки статьи С. Шаумяна «Недоумение читате­ ля» звучат почти в унисон с мыслями Спандаряна, изло­ женными им в статье «Чествование или реклама?». И это не случайно, ибо Спандарян и Шаумян в оценке творчества Толстого твердо и до конца придерживались ленинских кри­ териев в оценке литературы, справедливо видя в Толстом «несомненно честного и искреннего по своим намерениям друга обездоленных». В отличие от бакинской кадетской буржуазной прессы, Шаумян отстаивал ленинский принцип партийности литературы. Подобно Спандаряну, ему прихо­ дилось вести непрестанную борьбу против новейших теорий о надклассовости литературы и искусства вообще, творчест­ ва Толстого, в частности. Смерть великого писателя вызвала широчайший отклик во всем мире. В письме в редакцию (опубликовано в газете «Баку» от 5 декабря 1910 г.) Шаумян писал: «смерть Л. Н. Толстого и все, что связано с этой смертью, властно приковывает к себе до сих пор внимание мира». О Толстом писали люди различных профессий и поло­ жений. «И опять-таки,— метко замечает Шаумян,— все оплаки­ вают в лице Толстого не только и даже не столько великого писателя, художника и т. д., сколько великого мыслителя и учителя жизни. Это обстоятельство вызвало и вызывает во мне, пишущем эти строки, полном глубокого уважения к памяти покойного, большое недоумение» 2. Шаумян дает характеристику художественного мастерства Толстого. Он отмечает особую силу воздействия толстовских героев, подчеркивает необычайную пластичность и правди­ вость характеров. Называя Толстого гениальным художни­ ков, знатоком человеческой души, Шаумян отмечает облаго­ раживающее и возвышающее влияние толстовских произве­ дений, особо подчеркивает силу толстовской критики буржуазной морали и быта. Переходя к оценке учения Тол­ стого, Шаумян отмечает в нем протест против поповщины, смертной казни, крик наболевшей души, выразившийся в 1 С. Спанд а рян . Статьи, письма, документы. ГИПЛ, Ереван, 1940, стр. 236. 2 С. Шаумян . Литературно-критические статьи. М., ГИХЛ, 195ог стр. 23. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=