ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Большевики-ленинцы вскрывали слабые и сильные сто роны в мировоззрении и творчестве писателя. В статье «Благородное негодование» Спандарян дает сокрушитель ный отпор либеральной прессе, которая подняла на щит слабые стороны мировоззрения Толстого. Разоблачая лице мерие кадетских газет «Баку» и «Бакинский листок», Спан дарян писал: «Вы сами указали ли отрицательную сторону учения Толстого для пролетариата и «трудового» народа? Нет, господа, вы «объективно» писали, а потому только сла вословили его и тем самым обманывали народ»1. Буржуаз но-либеральная пресса, захлебываясь от восторга по поводу юбилея Толстого, приЛьла к выводу, что творчество Толсто го, как и творчество других великих художников, внеклас- сово. С едким сарказмом высмеял Спандарян «эстетиче ские» теории кадетов. «Вы,"- обращается он к либералам,— щишете, «нелепо сказать: Гомер, Шекспир, Платон, Аристо тель— буржуазные писатели, их искусство — классовое искусство, их мораль — классовая мораль. Ньютон — буржу азная наука. Маркс — пролетарская наука. Не пролетар ская, не буржуазная, не национальная, а всечеловеческая... Знание, опыт, творчество— мышление не укладывается в прокрустово ложе классовых рамок... Вы пишете, что Маркс принадлежит не пролетариату, а всему человечеству. Прекрасно! Недавно отмечалось 25-летие со дня его смерти, 60-летие «Коммунистического манифеста». Много ли статей было посвящено буржуазной прессой этим событиям десятков миллионов пролетариев? Не замалчивала ли она Маркса и «Манифест»?.. Подумайте вы... может быть поймете и перестанете проливать горькие слезы по поводу «Обиженного» внеклассового искусства»2. Далее Спандарян, развивая свою мысль, приходит к выводу, что художник, являющийся идеологом того или иного класса, отнюдь не теряет значения для общечеловече ского прогресса, и что эти положения нельзя рассматривать обособленно, ибо они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Статья Спандаряна «Чествование или реклама?» неболь шая, она состоит всего из 12 строк, но в ней ясно и остро подчеркивается великое значение творчества Толстого. В не менее интересной статье «Суд над Нехлюдовым» Спандарян повествует о том, как в Тифлисе (в 1911 г.) местные адвока ты устроили литературный суд над героем толстовского ро мана. Публика, заполнившая зал театра, с нетерпением ждала разрекламированного суда. «Прокурор,— делится своими впечатлениями Спандарян,— обвинял, пускаясь на 1C. Спанда рян . Статьи, письма, документы. ГИГ1Л, Ереван, 2940, стр. 120. 2 С. Спанд а рян . Статьи, письма, документы. ГИГ1Л, Ереван, 1940, стр. 121. 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=