ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
лер»), !907 г., № 6), подробно излагая драматургические принципы Толстого, вступает с ним в полемику по поводу художественной ценности пьес Шекспира. Автор подчерки вает, что в некоторых драмах Шекспира дана резкая кри тика буржуазных нравов, морали и быта '. В 1905—1912 гг. интерес к творчеству Толстого резко по высился. В армянской периодической печати появляется ряд статей различных ориентаций. В условиях сложной литера турной борьбы 900-х гг. столкнулись интересы антагонисти ческих классов, поэтому в оценке творчества Толстого на блюдается ожесточенная борьба. Полемика, разгоревшаяся на страницах армянской пе риодики, подтвердила слова Толстого, сказанные Д. П. Ма- ковицкому: «Мои взгляды таковы, что и либералы, и кон серваторы, и социалисты могут находить в них, что я говорю в их пользу» 2. В оценке творчества Толстого армянской общественной мыслью данного периода явственно наметился ряд тенден ций. С одной стороны, критики консервативного толка, вроде Айкуни, М. Берберяна, О. Сагателяна, усиленно пропа гандировали религиозные стороны учения Толстого и пере водили такие его произведения, как «Исповедь», «Бог прав ду видит, да не скоро скажет» и др. С другой стороны, часть мелкобуржуазной интеллигенции, нередко рядящаяся в одежду защитников народа, отвергая толстовский завет «люби ближнего своего, как самого себя» и теорию «непро тивления», призывали народ довольствоваться теми поряд ками, которые существуют в помещичье-капиталистическом обществе. В пропаганде подобных «теорий» особо пре успевала буржуазная газета «Сурхандак». В свою очередь, армянское духовенство, дабы не отстать от «святых отцов» русской церкви, также не жалело сил для того, чтобы очер нить творчество Толстого. В противовес указанным группам прогрессивно настроен ные представители демократического лагеря (Л. Манвелян, Г. Агаян и др.) заострили внимание читателя на толстов ской критике буржуазной морали и быта, суда и церкви. Резкую отповедь консервативной и либерально-буржуаз ной прессе дали в своих статьях критики-марксисты С. Спан- дарян («Благородное негодование», 1908, «Чествование или реклама», «Суд над Нехлюдовым», 1911) и С. Шаумян («Недоумение читателя», 1910, «Кое-что о религии», 22 апр. 1911 г. в большевистском журнале «Современная жизнь»). 1 Некоторые факты, приведенные в работе, любезно предоставлены лам проф. Р. О. Оганесяном. 2 «Яснополянский сборник», год 1955-й, Тула, стр. 306. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=