ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

чает для общества самоубийство. А самоубийство не может быть нравственным! Толстой, как религиозный мыслитель , потерял свое значение уже в 1895 году в кругах передовой интеллигенции. * * * Во второй половине 90-х гг. у нас был широко известен не только Толстой-художник. Гениальный писатель осуществ лял свое влияние и другими сторонами своего творчества. На многосторонность личности Толстого обращал внимание- молодой словак Д. Маковицкий, который впервые приехал в Ясную Поляну в сентябре 1894. г. и стал личным врачом Толстого. Впоследствии Маковицкий в течение многих лет осуществлял связь'между Толстым и нашими народами. Мировую славу Толстого утверждал и распространял так­ же молодой в то время критик Ф. Шальда. Толстой, друг и защитник бедных, критик капитали­ стического строя, был популярен среди чешского пролета­ риата. Особенно приветствовали его рабочие — выходцы из обнищавших деревень. Поскольку у них не было развито- марксистское, классовое сознание, они не замечали, какая опасность кроется в его религиозной проповеди. Целые поколения трудящихся под давлением феодальных, а затем капиталистических порядков учились «не противиться злу» Потребовалось немало усилий передовых борцов рабочего движения, чтобы просветить умы чешского пролетариата, чтобы он встал на защиту своих интересов. Двойственное отношение чешской общественности к Тол­ стому проявилось и в вопросе о патриотизме. Это был в то % время весьма актуальный вопрос для широких кругов чеш ских читателей. К концу XIX в. Толстой уже оказывал глубокое влияние на чешскую литературу. К числу наиболее значительных чешских учеников Толстого-художника принадлежит И. То­ лечек— автор эпопеи «Наши». На Голечека оказало наиболее сильное влияние толстовское отношение к крестьянству и его положению в обществе. В Яне Кояне, центральном персонаже двух первых книг «Наших», Толечек дал ответ на раздумья Левина, откликнулся на учение Толстого. Автор «Наших» хотел «сильного крестьянина» Кояна противопоставит!, тол­ стовскому учению о «непротивлении злу» насилием. Он во­ плотил свое отрицательное отношение к учению Толстого и к его популяризатору Хельчицкому в мощном образе этого крестьянина, для которого действенная «христианская лю­ бовь» Является организующей силой, т. е. формой насилия, преобразующего мир. Автор сделал из Кояна представителя 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=