ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
При этой работе над текстом сочетаются разные приемы: коллективная работа над эпизодом, отдельные выступления, чтение, цитирование, пересказ, обобщение, сравнение, бесе да для выяснения понимания, запись в тетради. Работа над отдельными эпизодами проводится не как самоцель, она требует завершения и возвращения к общему, к той единой мысли, которую проводит писатель, поэтому требуется и знание произведения в целом. Наблюдение над художественной стороной романа сливается со смысловым разбором, а это заставляет учащихся при чтении романа следить не только за сюжетной линией, но и осознавать, почему автор использует именно этот прием, а не другой. Такие уроки исключают пассивное слушание. Перед уча щимися раскрыты соответствующие главы, на столе лежат тетради. Текст все время просматривается, в тетрадях все время делаются заметки. При пересказе допускается использование текста для ориентировки, для чтения подтверждающего материала. За умение самостоятельно подать небольшую часть тек ста в виде аналитического пересказа, за участие в беседе принято ставить оценку, а незнание содержания в его до ступных учащимся частях расценивается как неприготовлен ный урок. Необходимость все время работать над текстом повы шает чувство ответственности за чтение, постепенно и сам текст увлекает учащихся, свободно возникают споры, повы шающие интерес к работе. Используется и система сообще ний. Например, при изучении темы «Бородинское сражение» учащиеся дома по материалу романа готовят такие сооб щения: 1. Русское дворянство накануне сражения. 2. На батарее Раевского. 3. Наполеон в Бородинском сражении. 4. Кутузов в Бородинском бою. 5. Князь Андрей в Бородинском сражении. 6. Оценка Толстым Бородинской битвы. Каждую тему дома готовят несколько учеников (а текст всех глав прочитывается всем классом), поэтому содоклад чики могут дополнить сообщения выступающего, оценивают ответ товарища. Учащихся эта форма работы обычно очень интересует, и сообщения они готовят весьма охотно. Чтение текста романа учащимися полезно учитывать и в форме различных письменных работ. Был период в нашей работе, когда контроль за самостоя тельным предварительным чтением, предшествующим изуче нию романа, проводился в форме изложения. Значительная часть этих изложений оказывалась низкого качества: эпизод так и оставался обособленной частью произведения. 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=