ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

жения знакомыми с фактами романа, связывая подготовку по учебнику с самостоятельным анализом эпизода. Но при такой системе уроков первоначального анализа на первый план неправомерно выдвигались «частные лица», во­ преки идейному замыслу Толстого, ускользали вопросы, свя' занные с постановкой целого ряда проблем в романе, поэто­ му не все обобщающие уроки могли опираться на предвари­ тельное знание текста учащимися. Некоторые эпизоды, будучи знакомыми, не воспринима­ лись в общей связи с постановкой ведущих проблем романа и продолжали в сознании учащихся оставаться изолирован­ ными. Год работы по этой системе показал ее достоинства и не­ достатки. Последние на совещании по итогам эксперимен­ тальной работы были отмечены как самим автором, так и участниками совещания. Последующие изменения в планировании системы уроков с учетом опытно-экспериментальной работы А. Ф. Сергейче- вой и учителей 11-й школы Тулы были направлены на выяс­ нение внутренних связей художественного текста с целью выдвижения таких тем урока, которые, охватывая последо­ вательное изучение текста по томам, давали бы возможность сохранить одну из особенностей романа — синхронность со­ вершающихся событий — и проследить в постановке и рас­ крытии ведущих проблем романа роль народа и личности в историческом процессе. Постепенно отбирая положительное в нашей работе, мы пришли к той системе уроков, которую рекомендовала А. Ф. Сергейчева. Значительная часть уроков при этой системе отводится на осмысление содержания в соответствии с авторской последо­ вательностью, но потраченное время вполне себя оправды­ вает. Остановлюсь на некоторых примерах восприятия учащи­ мися текста романа «Война и мир». Уже при работе над первыми главами наибольшую труд­ ность представляет умение сосредоточить внимание учащих­ ся на постановке ведущей проблемы романа, с первых его страниц уловить течение мыслей писателя в вопросе о роли личности в историческом процессе, в постановке проблемы характера. Потому в классе мы работаем над выяснением политических позиций различных кругов русского дворян­ ства в период 1805 г., останавливаемся на высказываниях разных представителей высшего дворянства об Александре I и Наполеоне и на их роли в международных событиях. По­ нимание картин быта и нравов различных групп столичного дворянства оказывается сравнительно доступным для уча­ щихся и не вызывает у них затруднений. 231

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=