ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
В работе Н. Б. Гордеевой сделан серьезный шаг в сторону анализа сюжетных линий вместо отвлеченных логических ха рактеристик, но он, на наш взгляд, не доведен до конца. В 1958 г. кафедрой литературы Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого была рекомендована для экспе римента система уроков, разработанная ст. преподавателем института А. Ф. Сергейчевой с учетом опыта ее работы в Яс нополянской средней школе им. Л. Н. Толстого. По первому варианту предполагалось изучение следую щих тем: > • 1. Различные круги русского дворянства в 1805 г. (салон Шерер; семья Ростовых и Болконских) —- 2 Часа. 2. История жизненных исканий князя Андрея Болконского (участие в войне 1805 г., оценка ее; поиски общественной дея тельности; личная драма героя; князь Андрей в 1812 г.; оцен ки им событий и участников войны; итог жизненных иска- в ний) — 4 часа. 3. Смысл жизненных исканий Пьера Безухова (Моло дость П. Безухова; жизненные ошибки; на пути от масонства к декабризму через участие в народно-освободительном дви жении и преодоление каратаевщины; личная жизнь П. Бёзу- хова; роль Наташи Ростовой в судьбе князя Андрея и П. Бе- зухова) — 3 часа. По остальным темам давались обобщающие уроки в та кой последовательности: изображение войны и героизма рус ского народа в войне 1812 г.; Кутузов и его сподвижники; Наполеон; Александр I и военно-бюрократические круги Рощ сии; русское дворянство в изображении Толстого; женские образы и проблема семьи. Замысел заключался в том, чтобы, поставив в центре внимания Болконского и Безухова, через восприятие которых нарисованы основные исторические со бытия, провести на уроке разнообразную работу с учащими ся, предотвратить ошибочность понимания и, раскрыв судьбы двух героев, вместе с тем подготовиться к последующему обобщению по самой обширной теме романа: «Война и народ в романе «Война и мир». Подобное направление делало целенаправленной работу с текстом и сохраняло принцип постепенности в овладении материалом. Вокруг сюжетных линий А. Болконского очень естественно группировались другие герои, и к проведению обобщающих уроков учащиеся подготавливались этой ра ботой. Уже эта система содействовала развитию активности уча щихся на доступном для них материале. По названным ниже подтемам они самостоятельно готовили сообщения по тексту, на уроках охотно выступали даже средние и слабые ученики. При обобщении не вызывало затруднений и чтение статей учебника: учащиеся свободно раскрывали основные его поло- 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=