ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

В работе Н. Б. Гордеевой сделан серьезный шаг в сторону анализа сюжетных линий вместо отвлеченных логических ха­ рактеристик, но он, на наш взгляд, не доведен до конца. В 1958 г. кафедрой литературы Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого была рекомендована для экспе­ римента система уроков, разработанная ст. преподавателем института А. Ф. Сергейчевой с учетом опыта ее работы в Яс­ нополянской средней школе им. Л. Н. Толстого. По первому варианту предполагалось изучение следую­ щих тем: > • 1. Различные круги русского дворянства в 1805 г. (салон Шерер; семья Ростовых и Болконских) —- 2 Часа. 2. История жизненных исканий князя Андрея Болконского (участие в войне 1805 г., оценка ее; поиски общественной дея­ тельности; личная драма героя; князь Андрей в 1812 г.; оцен­ ки им событий и участников войны; итог жизненных иска- в ний) — 4 часа. 3. Смысл жизненных исканий Пьера Безухова (Моло­ дость П. Безухова; жизненные ошибки; на пути от масонства к декабризму через участие в народно-освободительном дви­ жении и преодоление каратаевщины; личная жизнь П. Бёзу- хова; роль Наташи Ростовой в судьбе князя Андрея и П. Бе- зухова) — 3 часа. По остальным темам давались обобщающие уроки в та­ кой последовательности: изображение войны и героизма рус­ ского народа в войне 1812 г.; Кутузов и его сподвижники; Наполеон; Александр I и военно-бюрократические круги Рощ сии; русское дворянство в изображении Толстого; женские образы и проблема семьи. Замысел заключался в том, чтобы, поставив в центре внимания Болконского и Безухова, через восприятие которых нарисованы основные исторические со­ бытия, провести на уроке разнообразную работу с учащими­ ся, предотвратить ошибочность понимания и, раскрыв судьбы двух героев, вместе с тем подготовиться к последующему обобщению по самой обширной теме романа: «Война и народ в романе «Война и мир». Подобное направление делало целенаправленной работу с текстом и сохраняло принцип постепенности в овладении материалом. Вокруг сюжетных линий А. Болконского очень естественно группировались другие герои, и к проведению обобщающих уроков учащиеся подготавливались этой ра­ ботой. Уже эта система содействовала развитию активности уча­ щихся на доступном для них материале. По названным ниже подтемам они самостоятельно готовили сообщения по тексту, на уроках охотно выступали даже средние и слабые ученики. При обобщении не вызывало затруднений и чтение статей учебника: учащиеся свободно раскрывали основные его поло- 230

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=