ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Пришлось возвратиться к указаниям М. Д. Кочериной, основанным на постепенном переходе от классного комменти­ рованного выборочного чтения текста первого тома к обоб­ щениям по темам. Но в статье указания к использованию ху­ дожественного текста даны лишь тематические (кроме пер­ вого тома). Между тем опыт изучения других произведений показал, что тематические обобщения успешно и с большей долей самостоятельности проходят при предварительном классном обзоре содержания. При этом возникает и возмож­ ность диспута в толковании разных мест текста, все учащиеся как-то выравниваются в понимании произведения, выясняет­ ся главное и второстепенное в отборе материала. В школе в этом вопросе сложились традиции в изучении текстов «Горя от ума», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и других произведений. Что касается сложнейшего из программных произведений — романа «Война и мир», то таких навыков в работе до сих пор не было. Книгой А. А. Тиховодова ', изданной в Горьком, почти не могут, к сожалению, воспользоваться учителя других го­ родов. В хорошем в целом пособии Н. Б. Гордеевой «Об изуче­ нии мастерства Л. Н. Толстого в школе» работа с текстом в связи с анализом композиции фактически последовательно сливается с отбором и оценкой эпизодов войны 1805 г., что может явиться для учителя указанием к работе над первым томом романа. Но особенность метода Толстого такова, что выб точ ­ ность от первого тома к третьему при раскрытии тем «Война 1805 г.» и «Война 1812 г.» очень вредит пониманию эволюции взглядов героев, ибо своеобразие оценки событий войны 1812 г., например, князем Андреем и Пьером Безуховым, оп­ ределяется пройденными ранее жизненными исканиями, эти оценки— следствие их нового взгляда на жизнь, постепен­ ной зрелости ума. Участие А. Болконского и П. Безухова в народной войне, их нравственные искания и общественные идеалы должны быть оценены в единстве. В том же случае, когда мы от событий 1805 г. сразу пере­ ходим к войне 1812 г. и даже вводим для противопоставления образы Щербатого и Каратаева, мы предаем забвению педа­ гогический принцип в угоду литературоведческим канонам тематического анализа. Ученик должен в поисках идти сам, учитель его должен вести к открытиям. Этого мы не можем делать, если руководствуемся только тематическим принци­ пом анализа в изучении большого произведения. 1 А. А. Т и х о в о д о в. Работа над текстом романа-эпопеи «Война и мир», Горький, I960. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=