ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Учит, школы № 11 И. В. ЛЕЩИНСКЛЯ (Тула) ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА «ВОИНА И МИР» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» труден для уча щихся 15—16-летнего возраста, и задача учителя— найти верные пути, чтобы суметь донести до них все богатство идей ного содержания романа-эпопеи и раскрыть мастерство Тол- стого-художника и психолога. В первые годы работы по изучению этого произведения каждый раз рождалось чувство неудовлетворенности оттого, что школьники «тонули» в обилии материала, не все до конца осмысливая, оттого, что учитель не всегда находил способы прийти им на помощь. В этом случае учитель обращался к опыту старших поко лений, к опыту лучших учителей. Советы заслуженной учи тельницы школы РСФСР Н. И. Бражник во многом помогли в руководстве внеклассным чтением романа. Выделение ве дущих эпизодов по томам, формы контроля — все это было сразу воспринято. Тематический разбор романа в книге Н. И. Бражник, примеры бесед с учащимися, несомненно, со действовали улучшению уроков. Казалось бы, прочитавшие текст учащиеся должны быть активны с первых уроков по каждой теме. На деле же многие предварительные изложения вызывали чувство досады и со жаления о потраченном времени, а при работе над первой же темой («Изображение войны в романе «Война и мир») мно гие учащиеся не могли охватить всего произведения в целом и были беспомощны. Вместо активных приемов работы над содержанием произведения приходилось переходить к сооб щению о нем. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=