ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
статье «Изучение художественного стиля», А. Фишер в ста тье «Об эстетическом преподавании литературы» и т. д.1 Конечно, не все учителя и методисты следовали формаль но эстетическим принципам в изучении литературы и творче ства Толстого в школе. Многие из них (М. Рыбникова, В. Го лубков и др.) выступали за более основательное и всесторон нее изучение школьного литературного курса. Они ставили » вопрос о творческом подходе к учебнику и программе2, тре бовали от учащихся знания художественных текстов и пони мания персонажей крупнейших писателей, уделяли большое внимание внеклассным занятиям и творческим письменным работам учащихся. Все это активизировало изучение творчества Толстого в школе (коллективные формы работы над произведением по заданию учителя, написание рефератов, самостоятельный вы бор конкретных тем для письменных работ и др.) 3. В резолюциях учительского съезда и отразились самые разнообразные точки зрения. Наряду с требованиями изучать литературу в связи с современностью, обращать внимание на ее идейное содержание, в резолюциях указывалось на необ ходимость «постоянно углублять интуитивное восприятие учащихся» в разборе художественных образов. При этом предлагалась учителю «полная свобода преподавания и на учно-педагогического самоопределения» 4. Эта неопределенность в подходе к школьному курсу ли тературы отражалась, естественно, в первую очередь на изу чении творчества крупнейших русских писателей, в том чис ле Толстого. * * * Итак, в период между двумя революциями творчество Толстого более широко начинает изучаться в средней школе. Однако казенно-монархический характер преподавания да вал себя знать. Толстого стремились представить смиренным и религиозно-мудрым старцем, хотя и заблуждавшимся, но стоявшим на пути совершенствования и духовного религиоз ного просветления. Его решительный протест против основ 1 Сборн. «Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средних школ в Москве». М., 1917. Журн. «Родной язык в школе». 1913, № 4. 2 Материал указанного сборника и журнал «Родной язык в школе». 1916, №№ 1, 4. 3 В. Г о л у б к о в . Новый путь изучения худож. произведений и со ставление письменных работ. М., 1909; Пособие к изучению художеств, произв. М., 1915 и др., М. Рыб ник о в а . Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средних школ («Вестник* воен.», 1914, № б) и др. 4 См. Указанные выше номера журналов «Родной язык в школе» за 1916 г. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=