ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

декадентов. В изучении литературы в школе они предлагали «новые» принципы, которые, в конечном счете, сводились к отказу от самого существа литературы: ее идейности, ее свя­ зи с жизнью, с освободительным движением народа, ее обра­ зовательно-воспитательной роли в обществе. Литературу они рассматривали не как художественное отражение жизни, а как «продукт воображения». Отрицая идейное содержание художественного произведения, указанная группа литерату­ роведов и методистов выдвинула свои принципы: изучать ху­ дожественную форму произведений, возбуждать в учащихся лишь эмоциональное восприятие образов и картин, развивая у них формальные навыки письменной и устной речи. Эти вопросы были выдвинуты рядом методистов (В. Фи­ шер, П. Смирнов, Н. Державин и др.) на Всероссийском съезде словесников (конец 1916— начало 1917 гг.) *. Так, П. Смирнов в докладе «Работа над художественным произведением», говоря о литературе в школе как средстве развития художественного мышления учащихся, иллюстри­ ровал свои положения разбором творчества Толстого. В ге­ роях великого писателя, по его мнению, виден, прежде всего, сам автор. Эволюцию Толстого и надо проследить на обра­ зах, начиная с Николеньки Иртеньева, кончая Левиным. «Это его (Толстого) искания смысла жизни, и, идя за ним»,— говорит автор,— «усложняем себя этими великими переживаниями... Ученики сами становятся... критиками. Мне остается быть только председателем прений. В этом литературном суде не может быть безапелляционных при­ говоров. И эти приговоры будут пересмотрены еще и еще при новых этапах развития личности моих учеников (Кур­ сив наш.— А. Т.), и всегда высшей инстанцией останутся образы» 2. Правильно поставив вопрос об активности и эмоциональ­ ности учащихся в оценке образов, Смирнов, как и многие другие методисты этой школы, совершенно игнорирует веду­ щую, направляющую роль учителя-воспитателя в анализе образов, в привитии учащимся верных в основе своей взгля­ дов на образы и творчество великого художника в целом, не­ зависимо от того, в каком классе писатель изучается. Борь­ ба с «засушиванием» художественной литературы (как первейшее требование ее преподавания) превращалась у Смирнова в отказ от идейности в изучении литературы. По­ добную точку зрения высказывали также: Данилов в книге «Литература как предмет воспитания» (1917), Н. Сидоров в 1 Сборн. «Всероссийский съезд преподавателей русского языка сред ней школы в Москве». М., 1917. 2 Цит. по кн. А. М. Кр а с н о у с о в а . «Очерки по ист. сов. метод, преподавания литературы», гч. 1, М., Учпедгиз, 1959. 15 Заказ 13456 225

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=