ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Оригинальность своей работы автор видит в историзме. Главный его тезис: «строго историческая точка зрения, и по возможности научная, помогает установить ученому связи старого с новым, так как старое вошло в новое, а новое в- зачатках в старом». Указанная книга отличается сжатостью изложения и рас- • считана на параллельное чтение произведений великих писа телей (хотя бы по хрестоматии). Толстой относится к писа- телям-моралистам, даже к ^почвенникам», как Достоевский; «душа мужика» в нем отрицается. Его творчество не нашло еще объективной оценки, так как, по мнению автора, «мы жив-ем с его героями одной жизнью» (например, жизнью Ан ны Карениной). Исключительно высоко оценивает Сиповский «Войну и мир». По его мнению, целой жизни не хватит, чтобы разо браться в содержании эпопеи. В ней предстает целая эпоха. Сиповский видел в Толстом великого художника, связан ного с современностью и умеющего «характерное из жизни эпохи выразить в конкретных образах». Однако трактовка образов «Войны и мира» у него весьма субъективна (в Ната ше Ростовой подчеркивается подсознательное начало, в Ка ратаеве усматривается национальный тип, и т. д.). Труды Сиповского наиболее характерны для всей до революционной методики изучения Толстого в школе с ее положительными сторонами и недостатками. В них про является стремление автора к текстуальному изучению Тол стого на основе исторического принципа в подходе к фактам. Но Сиповский переоценил фатализм великого писателя и не поставил его творчество в связь с освободительным движе нием эпохи. В годы нового общественного подъема в России, особенно перед Февральской революцией, вопросы изучения творчест ва Толстого в школе разрабатывались некоторыми мето дистами в связи с общей проблемой методики школьного преподавания литературы. Разгоревшаяся полемика между сторонниками «культурно-исторической школы», «компара тивистами», «интуитивистами» и «формалистами», «эстета ми», «психологистами» и «логистами» выражала глубокий кризис буржуазной культуры в России вообще и школьного образования в частности. Показательно, что безымянный автор в «Хронике» журнала «Родной язык в школе» (1916, № 2—3) с горечью говорит о падении читательских вкусов среди молодежи. Он приводит факты увлечения в России декадентами, которых читают, по словам А. Вербицкой, «шибче Толстого». Формалисты, эстеты и интуитивисты были особенно ак тивны в отрицании устаревшей, по их мнению, методики Стоюннна и Острогорского, в популяризации «новых веяний» 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=