ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

ды автора. Для изучения обеих линий в романе предлагают ся соответствующие главы из каждой части. Автор бездока зательно упрекает Толстого в «кругозоре поручика» при опи сании грандиозной битвы («совместного действия военных масс»), в отсутствии синтеза в описании Бородинского боя. В итоге анализа Синюхаева заслуживает внимания срав нение творчества Толстого с творчеством Пушкина (исполь­ зование' Толстым художественных подробностей, к которым Пушкин был равнодушен, глубокий психологизм, в котором выражаются наблюдение и самонаблюдение, объективность и субъективизм, «текучесть человека» и др.). К своеобразию творчества Толстого относится также сложность и «неуклю­ жесть» синтаксических конструкций без объяснения фактов 1 Смерть Толстого еще больше обострила полемические суждения о великом писателе. Его всемирная известность вы зывала у царизма ненависть, открытое стремление умен», шить его влияние. Это развязывало руки реакционерам и мракобесам, которые всегда боролись с популярностью твор чества и самого имени писателя 2. В то же время в некоторых журнально-методических ра ботах четко и резко ставился вопрос о практическом исполь­ зовании творчества Толстого, являющегося самой яркой ин дивидуальностью нашего времени, создавшего «Войну и мир», где полно и сильно отразился «первый этан нашего са мосознания» 3. Значительной и заслуженной популярностью до самой Ок­ тябрьской революции пользовались в средней школе учебные кшТги В. Сиповского4, хотя автор их не был последовате лен во взглядах. Как ни странно, сам Сиповский считал до­ стоинством своей книги... схематизм изложения материала. Он открыто оправдывал компилятивный характер книги, считая это неизбежным при популярном изложении сложного материала. 1 «Анну Каренину» Синюхаев считает но замыслу уже «Войны н мира», нб шире других современных романов. Все герои романа связы ваютси, по мнению автора, внутренней фатальной силой. 2 Гак, некто Н. Фе д о р о в в брошюре с примечательным названием «Причины обфрх симпатий к графу Л. Н. Толстому и задари -дравосдав ного русского ^богословия и пастыря ввиду широкого распространения в обществе толстовских идей» открыто призывает к борьбе с Л. Н. Тол­ стым. (Смоленск, 1911). 3 С. Б о г о люб о в . Русская литература XIX века в средней школе. Кременец, 1911, Е. Роша л. «Война я мир» роман Толстого. СПб.. 1913_ В последней книге автор, пользуясь сравнительным анализом образов, оп­ ределяет основную мысль Толстого как выяснение лучших сторон рус­ ского характера и множественности причин человеческой истории. 4 В. Си повский. История русской словеоности, ч. 3, вып. 2. М.—IL. 1914. Очерк русск. лит. 40—60-х годов XIX столетия. Для мужских гим­ назий и реальных училищ. См. также его литературную хрестоматию для средних учебных заведений. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=