ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ды автора. Для изучения обеих линий в романе предлагают ся соответствующие главы из каждой части. Автор бездока зательно упрекает Толстого в «кругозоре поручика» при опи сании грандиозной битвы («совместного действия военных масс»), в отсутствии синтеза в описании Бородинского боя. В итоге анализа Синюхаева заслуживает внимания срав нение творчества Толстого с творчеством Пушкина (исполь зование' Толстым художественных подробностей, к которым Пушкин был равнодушен, глубокий психологизм, в котором выражаются наблюдение и самонаблюдение, объективность и субъективизм, «текучесть человека» и др.). К своеобразию творчества Толстого относится также сложность и «неуклю жесть» синтаксических конструкций без объяснения фактов 1 Смерть Толстого еще больше обострила полемические суждения о великом писателе. Его всемирная известность вы зывала у царизма ненависть, открытое стремление умен», шить его влияние. Это развязывало руки реакционерам и мракобесам, которые всегда боролись с популярностью твор чества и самого имени писателя 2. В то же время в некоторых журнально-методических ра ботах четко и резко ставился вопрос о практическом исполь зовании творчества Толстого, являющегося самой яркой ин дивидуальностью нашего времени, создавшего «Войну и мир», где полно и сильно отразился «первый этан нашего са мосознания» 3. Значительной и заслуженной популярностью до самой Ок тябрьской революции пользовались в средней школе учебные кшТги В. Сиповского4, хотя автор их не был последовате лен во взглядах. Как ни странно, сам Сиповский считал до стоинством своей книги... схематизм изложения материала. Он открыто оправдывал компилятивный характер книги, считая это неизбежным при популярном изложении сложного материала. 1 «Анну Каренину» Синюхаев считает но замыслу уже «Войны н мира», нб шире других современных романов. Все герои романа связы ваютси, по мнению автора, внутренней фатальной силой. 2 Гак, некто Н. Фе д о р о в в брошюре с примечательным названием «Причины обфрх симпатий к графу Л. Н. Толстому и задари -дравосдав ного русского ^богословия и пастыря ввиду широкого распространения в обществе толстовских идей» открыто призывает к борьбе с Л. Н. Тол стым. (Смоленск, 1911). 3 С. Б о г о люб о в . Русская литература XIX века в средней школе. Кременец, 1911, Е. Роша л. «Война я мир» роман Толстого. СПб.. 1913_ В последней книге автор, пользуясь сравнительным анализом образов, оп ределяет основную мысль Толстого как выяснение лучших сторон рус ского характера и множественности причин человеческой истории. 4 В. Си повский. История русской словеоности, ч. 3, вып. 2. М.—IL. 1914. Очерк русск. лит. 40—60-х годов XIX столетия. Для мужских гим назий и реальных училищ. См. также его литературную хрестоматию для средних учебных заведений. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=