ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
князь Мышкин) Если и «Казаках», по мнению автора, есть еще резонерство, то в «Войне и мире», «Анне Карениной» оно совершенно отсутствует. В «Войне и мире» Толстой, по мнению автора, только художник, его философия и психоло гия заложены в самом художественном повествовании. Бул гаков не видит в творчестве Толстого связи между поступка ми человека и историческими событиями. В вину писателю он ставит и нарочитое снижение образа Наполеона в угоду реализму. В «Анне Карениной» критик находит «тлетворные идеи» (например, предопределенность судьбы человека), которыми заражается даже Константин Левин, выразитель многих тол стовских суждений. В главной героине ощутимы неотврати мость губительной страсти, легкомыслие в поступках, против ные рассудку и здравому смыслу. Но это, по мнению Булга кова, и выражает «гармонию женской души». И образ Анны он находит поэтому художественно совершенным. Как видно, в трактовке крупнейших творений Толстого много субъективного, но некоторые вопросы, поставленные автором, не безынтересны. В «Руководстве к изучению русской словесности» (от древнейших времен до 70-х годов XIX в.) Булгаков расцени вает Толстого, как крупного художника, сохранившего един ство творчества при большой его разносторонности. Автор сводит героев Толстого к четырем группам: I) типы повторя ющиеся, наиболее субъективные и близкие автору (от Ннко- леньки Иртеньева до Позднышева), 2) их антиподы, часто эгоисты, чуждые писателю, но имеющие много авторского (Андрей Болконский и Алексей Вронский); 3) люди зауряд ные (Николай Ростов, Стива Облонский); 4) люди, достой ные идеала (Каратаев, юродивый Гриша, Аким из пьесы «Власть тьмы»). Давая в «Руководстве» высокую оценку творчеству Толстого, автор и здесь не раскрывает социальные основы и художественное своеобразие типизации характеров у Толстого. Идеалы писателя явно обедняются. Методика в книге Булгакова сведена к приемам сравни тельного анализа отдельных образов и беседам по тексту. В работе Г. Синюхаева 1 творчество Толстого представле но упрощенно, но заслуживает внимания попытка автора ра скрыть годы перелома в жизни Толстого, борьбу писателя с «чистым искусством». В «Войне и мире» указываются две основные части: романическая , («мир») и историческая («война»). При этом в первой части автор видит лишь «кар тины семейного счастья обеих молодых семей» Ростовых и Безуховых), а во второй — ход исторических событий и взгля 1 Г. Синюх а е в . После Гоголя. Пособие и хрестоматия для стар ших классов средней школы и самообразования, ч. 2, М., 1909.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=