ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

школе до самой Октябрьской революции. Восьмидесятиле­ тие со дня рождения Толстого, как указывает В. И. Ленин было отмечено политическими партиями России по-разному. Но только большевики смогли увидеть в творчестве ге­ ниального писателя кровные связи его с многомиллионным русским крестьянством, и «кричащие противоречия» не только его личности, но и всей русской жизни предреволю­ ционной эпохи. Знаменательную дату не обошли и школы. Но учащиеся получали по-прежнему очень скудное и одностороннее пред­ ставление о великом юбиляре. Показателен с этой точки зрения литературный сборник, составленный К. Лукаше­ вич В «Гимне Льву Толстому» (он должен был исполнять­ ся школьным хором) предлагалось такое «прославление» писателя: Мудрым и смиренным словом Над вселенною паришь, Под божественным покровом С тех высот, где мир и тишь. Эта «установка» подкреплялась и соответствующим ли­ тературным' материалом для декламации и инсценировок по текстам Толстого («Кающийся грешник», «Много ли челове­ ку земли нужно», «Свечка», «Чем люди живы» и др.). Не­ сколько замечательных отрывков («Отъезд Ростовых из Москвы в 1812 году», «Счастливая, невозвратимая пора дет­ ства» и др.), а также иллюстрации Репина не могли изме­ нить общего сентиментально-религиозного тона книги. В 900-е гг. появляется несколько методических трудов, в которых довольно своеобразно трактуется творчество Толсто­ го. Так, сторонники культурно-исторической школы главное внимание уделяли тематике толстовских произведений, игно­ рируя их художественные особенности и новаторство писа теля в целом. Большое место занимали у них литературные параллели 2. Во многих работах о Толстом отразилась в той или иной мере точка зрения психологической школы. Так, А. Булга­ ков 3 сближает Толстого с Достоевским (Платон Каратаев— 1 К. Лу к аше в ич Школьный праздник в честь Л. Н. Толстого. С рисунками и нотами. М., тип. И. Д. Сытина, 1909. - А. С. Зо л о т а р е в . О ^преподавании родного языка и литерату­ ры (М., 1909). Автор предлагает изучать литературу не по авторам, а по героям и проблемам: новый дворянин в литературе (Левин, Соломин. Ва­ сильков), интеллигенция и народ (Толстой, Тургенев), отцы и дети (Толстой, Тургенев, Гончаров), крепостное право (Тургенев, Толстой, Гри­ горович) и др. 3 А. Бул г а к о в . Пособие и материалы по русской словесности для гг. преподавателей, учащихся старших классов м самообразования, ч. Г, СПб., 1909. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=