ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ство. Отмечаются и такие два элемента: 1) художественный (самый сильный), 2) философский (исторический фатализм). В «Анне Карениной» прослеживаются автобиографиче ские черты и говорится о противоречиях, присущих роману Здесь, по мнению автора книги, «мешается религия с эконо мией», что снижает достоинство произведения. В позднем творчестве Толстого раскрывается нравоучи тельность писйтеля и устанавливается «потрясающий реа лизм» как прием резкой, хотя и несколько односторонней, по- мнению Петрова, сатиры. В образе Нехлюдова автор вч дит правдоискателя, одержимого рефлексией. Давая в заключение обзор трактата «Что такое искусст во?», Петров устанавливает благотворное влияние Толстого на молодых писателей (например, на Эртеля в романе «Гар- денины»). Таким образом, в начале XX в. творчество Толстого не только прочно входит в программу средней школы, но зна чительно глубже, обстоятельнее, чем раньше, изучается Делаются попытки раскрыть жанр эпопеи, проанализировать стиль Толстого, установить важнейшие черты его новатоп- ства. Однако трактовка творчества Толстого в целом остава лась неисторичной. Высказывания о нем революционных демократов и великих писателей не нашли развития в мето дических пособиях. Явно переоценивались субъективизм, непротивление, фатализм, религиозность в творчестве Тол стого. «Потрясающий реализм» признавался гЛавным обра зом лишь в его публицистике. Толстого, как писателя, бездоказательно считали неза висимым от политической борьбы предреволюционной эпо хи. В сто лучших героях видели только «человека вообще», близкого автору по складу характера, проповедника и прав доискателя, за которого дкобы ратует художник, как вы разитель «духа времени». Слабо раскрывались новаторстве и поэтическое мастерство великого писателя. Ill Первая революция в России (1905—1907) существенно изменила политическую обстановку в стране. «Разграничи тельные линии стали резче. Классы и партии размежева лись» 1 . В этих условиях народные массы начали решитель но отходить от «толстовщины»; но острее, сознательнее ста ла восприниматься разящая критика великого писателя. Однако официальная оценка Толстого оставалась гос подствующей и в русской литературной критике и в средней 1 В. И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 185—186. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=