ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
моздк'ая система вопросов, общих и конкретизирующих. Гак, вопросник к «Войне и миру», содержащий 12 основных и До 100 разъясняющих вопросов, затрагивает, прежде всего, разные стороны жизни великосветского общества и «москов ского дворянского круга». Специальные вопросы выясняли отношение русских солдат и крестьян к врагу, а также художественные особен ности изображения войны в России и за границей. Детализи руется изучение образов Пьера Безухова и Андрея Болкон ского, как передовых людей своего времени. Ученик нацели вается на их сравнительную характеристику. - При общем обилии вопросов всего один говорит о взгля дах Толстого «на женщину и ее общественную роль». Это явно не соответствует замысду эпопеи. Совсем нет вопросов о композиции, жанре, авторских отступлениях, художествен ном своеобразии и новаторстве произведения. Правда, удач но обращено внимание на конкретную связь романа с пред шествующим творчеством писателя «по идеям, эпизодам и отдельным типам». В связи с этим для систематизации зна ний по творчеству Толстого предлагаются такие вопросы: «1. Какие слои общества преимущественно изображены Толстым и какие остаются почти не затронутыми? 2. Как относится Толстой к крепостному праву и поме щичьему классу? . Я. В чем автобиографичность главных типов Толстого? 4. Что преобладает у Толстого: общечеловеческие психо логические положения или типы известной эпохи? 5. Черты художника-писателя в творчестве Толстого. 6. Какое значение в жизни придает Толстой нравственно сти и личному совершенствованию?» Подобные вопросы в итоге работы над общей темой и -сейчас важны не только для учеников, но и для учителя. Ко нечно, содержание и методика их раскрытия должны быть иными. В предисловии к 1-му изданию «Сборника» верно указы валось, что главное в изучении литературы— «близкое зна комство ученика с литературным произведением» с помощью поставленных вопросов по опыту литературных бесед Стою- нина. Но при несомненно положительных сторонах «Сбор ника» в нем ощущается изолированность творчества Толсто го от общего развития русской литературы XIX в., отсутствие историзма в подходе к его произведениям, неверное противо поставление в творчестве писателя общечеловеческого и пси хологического «явлениям определенной эпохи». Изучение творчества Толстого в русской школе в начале 900-х гг. по-своему отразилось в многочисленных сборниках, состоящих из образцов сочинений учащихся средних учеб- 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=