ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

В философии эпопеи автор видит лишь слабость велико го писателя и почти не рассматривает ее. Дальнейша* эволюция творчества Толстого в «Повторительном курсе* совершенно не прослеживается. Явно игнорируются обличи тельные стороны в творчестве писателя, даже после идейно­ го перелома в его взглядах. Заслуживает внимания «Историческая хрестоматия по истории русской словесности» В. Сиповского (допущена как методическое пособие для средних учебных заведений. СПб.. т. III, вып. 2, 1905). В нее удачно включены основные гдавы из «Детства» и «Отрочества», а также ряд эпизодов из ро­ мана «Война и мир», которые давали верное и довольно пол­ ное представление о великом писателе. Так, из «Детства» и «Отрочества» рекомендовались отрывки о Карле Иванови че, о матери, о занятиях, охоте и играх, о юродивом Грише, о Наталье Савишне, главы: «Стихи», «Ивины», «Бал» «Старший брат», «Ключик», «Затмение», «Мечты», «На по­ роге в университет», «Князь Нехлюдов». Из «Войны и мира» рекомендовались темы: салон Анны Шерер, Пьер и Болконский, Наташа Ростова, старик Бол конский и княжна Марья, Андрей на войне, Ростов в нервом бою, Кутузов, батарея Тушина, Андрей в Аустерлицком бою, Ростов дома, Пьер и его сближение с масонами, Пьер в ки­ евских имениях, беседы и споры его с князем Андреем, Ро­ стов в полку и в Тильзите, Болконский, в Отрадном, деятель­ ность его в Петербурге, Борис и Наташа, Наташа и Андрей, охота и святки, увлечение Наташи Анатолем, объяснение Пьера с Анатолем, взгляды автора на историю, начало вто­ рой войны с Наполеоном, взгляд Толстого на войну 1812 г., история с Лаврушкой, бунт в Богучаровр, Николай Ростов и княжна Марья, начало партизанского движения, Бородино, Кутузов и Наполеон в Бородинской битве, Андрей в лазаре­ те и Наташа, плен Пьера и Каратаев, Кутузов под Красным, Марья и Наташа, взгляды автора на Наполеона и Алек­ сандра I, семья Ростовых и Безуховых, Наташа-мать. Как видно, при достаточной полноте художественного текста романа и его целенаправленности, здесь слабо отра­ жены конфликты в среде дворянства и общества в целом, но по сравнению с другими пособиями значительно больше представлены обличительные стороны эпопеи, т. к. введены эпизоды, связанные с жизнью разных групп дворянства. Характер изучения творчества Толстого в гимназиях 900-х гг. хорошо виден и из такого пособия, как «Сборник вопросов по истории русской литературы» '. В нем к каж­ дому программному произведению писателя давалась гро- 1 Курс средней школы. М., 1900. До 1917 г. вышло свыше 10 ти из даний.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=